В последние годы мир искусства все чаще сталкивается с проблемой фальсификаций, мошенничеств и недобросовестных практик. От скандала с галереей Кнёдлер до инцидентов в Художественном музее Орландо, наблюдается тенденция к систематическому обману. Эта проблематика актуализируется отсутствием строгой регуляции рынка искусства, что открывает простор для деятельности лиц, игнорирующих установленные нормы.
Мошенничество в сфере искусства характеризуется высокой изобретательностью и может затрагивать любых участников рынка. Анализ случаев подделки работ таких художников, как Кит Харинг, Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, позволяет выявить основные методы обмана, включая создание поддельных изображений и фальсификацию происхождения произведений.
Я сделала подборку “вредных советов”, которыми, как кажется, руководствуются многие недобросовестные арт-дилеры.
NB! Материал носит развлекательный характер
Нет провенанса? Придумайте его!
Истории о происхождении произведений искусства (провенанс) часто окутаны тайнами и недомолвками. Один из ярких примеров - предполагаемые работы Жана-Мишеля Баския, сопровождающиеся рассказами о торговле наркотиками между первоначальным владельцем и художником. Эти рассказы, не поддающиеся проверке из-за отсутствия свидетелей или документальных подтверждений, создают благодатную почву для мошенников.
Среди распространенных стратегий мошенничества - утверждения о находке картины в заброшенном шкафчике для хранения вещей. Несмотря на популярность рассказов о случайных находках ценностей в таких шкафчиках (которые выставляются часто на ацкцион, если владелец в течение долгого времени не оплачивает и не забирает вещи), случаи обнаружения произведений известных художников крайне редки. Эксперты подчеркивают, что значимые работы искусства требуют особого отношения и хранения, что делает маловероятным их "забвение" в камерах хранения.
Хотя существуют подтвержденные случаи обнаружения ценных предметов антиквариата или редких коллекционных предметов в заброшенных шкафчиках, документированные случаи находки работ крупных художников остаются единичными.
Продать сильно отреставрированную работу как оригинал
В мире искусства вопросы атрибуции и реставрации произведений занимают особое место, вызывая острые дебаты среди экспертов и любителей. Один из наиболее дискуссионных случаев связан с картиной "Спаситель Мира", чья атрибуция до сих пор остается предметом споров. Продажа этой работы через аукционный дом Christie's как авторства Леонардо да Винчи вызвала многочисленные вопросы о критериях, на основе которых произведение приписывается тому или иному мастеру.
Сложность проблемы атрибуции усугубляется когда дело доходит до реставрации. Рассмотрим случай с ящиками Джозефа Корнелла, где послереставрационные изменения настолько существенно изменили внешний вид и содержание работы, что поставили под вопрос её авторство. Такие случаи поднимают вопрос о границах реставрации: до какой степени можно вмешиваться в оригинальное произведение, не лишая его подлинности?
Современные технологии добавляют новые измерения к этой дилемме. Пример использования искусственного интеллекта для завершения последней картины Кита Харинга подчеркивает проблематику аутентификации произведений, созданных с помощью ИИ. Важно понимать, что аутентификация произведения всегда связана с намерениями художника, и любое значительное отступление от этих намерений может изменить его суть.
Если поначалу не получается продать подделку, попопробуйте еще раз
Джексон Поллок, ключевая фигура абстрактного экспрессионизма, остается одним из наиболее подделываемых художников современности. Его техника дриппинга делает верификацию подлинности его работ особенно трудоемкой задачей.
В последние годы были выявлены попытки продажи произведений, якобы созданных Поллоком, из различных уголков мира - от Болгарии до личной коллекции Фиделя Кастро. Анализ рынка показывает, что недостоверные работы Поллока регулярно появляются на аукционах и в онлайн-платформах продаж, таких как eBay. Продавцы часто прибегают к убедительным рассказам о происхождении работы, ее инвестиционном потенциале и предполагаемой проверке подлинности. Однако, как правило, они умалчивают о предыдущих случаях обнаружения фальсификации.
Продажа подделок является мошенничеством только в том случае, если продавец осознает недостоверность произведения. Таким образом, юридическая ответственность лежит на тех, кто сознательно вводит покупателей в заблуждение относительно подлинности работы. Однако доказательство преднамеренного мошенничества является сложной задачей для правоохранительных органов.
“Отмыть” картину хорошей экспозиционной историей
В контексте анализа методов подтверждения подлинности произведений искусства особый интерес представляет случай с картиной "Спаситель Мира", принадлежащей Мохаммеду бин Салману, фактическому правителю Саудовской Аравии. Инициатива бин Салмана по размещению данного произведения в Лувре рассматривается как попытка воспользоваться авторитетом музея для повышения статуса картины. Предложение о размещении "Спасителя Мира" напротив "Моны Лизы" было воспринято как стремление подтвердить подлинность первого за счет последней, приравнять значение обеих картин. Однако данная попытка не увенчалась успехом из-за требований представителей бин Салмана, что указывает на сложность процесса договоренностей с крупными музейными учреждениями.
Концепция “вина по ассоциации” описывает стратегию, согласно которой близость к известным и признанным произведениям искусства или музейным коллекциям может служить неявным доказательством подлинности. Этот метод особенно актуален в случаях, когда прямое доказательство подлинности невозможно. Если у вас есть картина, и все признаки указывают на ее подлинность, но вы не можете это доказать, лучший подход - найти способ сопоставить ее с учреждением. Это не обязательно должна быть Третьковская галерея или Эрмитаж (хотя это было бы хорошо); подойдет любой законный общественный или университетский музей. Вывешивая вашу картину, заведение как бы подтверждает подлинность выставленного произведния. Вот так у Художественного музея Орландо возникли проблемы из-за выставки сомнительных Баския.
Когда дело доходит до документации, лучше больше, чем меньше
Одним из распространённых методов мошенничества является создание подробной документации для произведений искусства. Логика мошенников проста: чем более обширный и сложный пакет документов, тем выше шансы на то, что произведение будет признано подлинным. Некоторые из этих документов настолько мастерски выполнены, что сами по себе могут рассматриваться как произведения искусства, включая золотые печати и сложные штампы.
Специфическим направлением в этой области является подделка сертификатов комитетов по аутентификации произведений искусства. Недавние исследования показывают рост таких мошеннических действий, особенно на рынке произведений Энди Уорхола, где было выявлено множество поддельных сертификатов от уже не существующей Комиссии по аутентификации произведений искусства Энди Уорхола. Аналогичная ситуация наблюдается и с произведениями Кита Харинга и Жана-Мишеля Баския, где поддельные сертификаты содержат фальшивые подписи известных личностей.
Для успешного создания поддельных сертификатов мошенникам необходимо освоить тонкости и нюансы оригинальных документов, однако анализ ошибок показывает, что фальсификаторы часто повторяют одни и те же ошибки. Изучение методов Фрэнка Абигнейла, знаменитого персонажа, олицетворяющего высокий уровень мастерства в области подделок (которого играет Леонардо Ди Каприо в фильме «Поймай меня, если сможешь»), могло бы послужить им хорошим уроком.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды
Еще почитать:
•
Дружба в мире искусства: Александр Родченко Х Владимир Маяковский •
Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к искусству и животным •
7 неудачных картин известных художников •
Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал? •
Музы и модели: таксы в искусстве