Фрида Кало ненавидела сюрреалистов?

Jul 31, 2024 18:01


Была ли Фрида Кало сюрреалисткой? Она себя таковой не считала.

Фрида Кало - одна из самых ярких и противоречивых личностей в мире искусства. Дискуссии о ее принадлежности к сюрреализму ведутся уже многие годы, однако сама художница однажды сказала: «Я никогда не знала, что я сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне это».

Андре Бретон, французский поэт и основоположник сюрреализма, посетил Фриду во время своей четырехмесячной поездки в Мексику в 1938 году. Он был настолько впечатлен ее творчеством, что пригласил ее на выставку в Париж в 1939 году. Однако мнение самой Кало о французских сюрреалистах было далеко не таким восторженным.



В письме своему возлюбленному, американскому фотографу Николасу Мюрею, написанном в феврале 1939 года, Фрида выразила свое разочарование: «Они настолько чертовски „интеллектуальны“ и гнилы, что я больше не могу их выносить», - писала она. «Я лучше буду сидеть на полу на рынке в Толуке и продавать тортильи, чем иметь что-то общее с этими „артистическими“ су4ками из Парижа».

Что же вызвало такую обиду? Кало продолжила: «Они часами сидят в „кафе“, грея свои драгоценные зады, и без остановки болтают о „культуре“, „искусстве“, революции и тому подобное. Они мнят себя богами мира, несут самую фантастическую чушь и отравляют воздух теориями и предположениями, которые никогда не сбываются...».



Фрида Кало была революционеркой во всем - от своего искусства до своих взглядов на жизнь. Ее откровенные слова о сюрреалистах дают нам возможность увидеть мир глазами женщины, которая не боялась быть собой и говорить правду.



Фрида Кало. Автопортрет - Рамка. 1938

В 1939 году, по приглашению Андре Бретона, Фрида Кало представила свои работы на выставке «Мексика», посвященной мексиканским художникам. Однако радость от участия быстро сменилась разочарованием. Выставка была плохо организована, а ее картины, включая знаменитый «Автопортрет - Рамка» 1938 года, оказались среди «мексиканских безделушек». Для Кало это было вопиюще.

Несмотря на это разочарование, у Кало остались теплые чувства к Марселю Дюшану. Она остановилась в его доме во время пребывания в Париже и называла его «единственным из здешних художников и живописцев, у которого ноги стоят на земле, а мозг находится в правильном месте».

В письме от марта 1939 года она выразила свое негодование: «Мои картины ждали меня на таможне, потому что Бретон даже не забрал их. Вы не имеете ни малейшего представления о том, каким старым тараканом является Бретон, а также почти все представители группы сюрреалистов».

Интересно, что несмотря на конфликт с Бретоном и другими сюрреалистами, Фрида продолжала сотрудничать с ними. Ее работы «Две Фриды» (1939) и «Раненый стол» (1940) были включены в Международную выставку сюрреализма Бретона в Мехико в 1940 году. Это свидетельствует о сложных, но плодотворных отношениях между Кало и движением сюрреалистов.

Фрида Кало часто ассоциируется с сюрреализмом, но сама она видела своё искусство иначе. В одном из своих писем к Мюрею она писала: «Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность».

Сны лежали в основе миссии сюрреалистов. В 1924 году Андре Бретон опубликовал Манифест сюрреализма, где предложил объединить два состояния - сон и реальность - в некую абсолютную реальность, сюрреальность. Использование автоматизма и извлечение случайных образов из бессознательного были ключевыми элементами их методологии.



Фрида Кало. Две Фриды. 1939

Однако сюрреалисты позволяли себе рационально контролировать свои картины и символы. В отличие от них, произведения Кало намеренно складывались в повествования о её сознательной жизни. Политическая откровенность также не приветствовалась во французском сюрреалистическом движении. Например, Сальвадор Дали был исключен из группы в 1939 году отчасти из-за своей открытой поддержки авторитаризма. В то время как работы Кало были глубоко политическими и наполненными явными социалистическими посланиями, как в картине «Марксизм подарит больным здоровье» (1954).

Многие биографии художницы называют её одной из самых значительных фигур сюрреализма. Но её откровенная критика этого движения говорит об обратном. Однажды она заявила: «Я ненавижу сюрреализм. Это декадентское проявление буржуазного искусства». Становится ясно, что она не причисляла себя к их числу.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды

Еще почитать:

Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Рене Магритт: мастер загадок на холсте

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Музы и модели: таксы в искусстве

картины, искусствовед, искусство, культура

Previous post Next post
Up