Как Маршалл Маклюэн предсказал будущее: почему 60 лет спустя его идеи все еще актуальны

Jul 29, 2024 20:36


Вы когда-нибудь задумывались, как медиа влияют на наше мышление и поведение? Маршалл Маклюэн, канадский культуролог и философ, был одним из первых, кто исследовал эту тему. Его работы не только изменили наше понимание медиа, но и предложили революционные идеи о том, как технологии формируют общество.



Визуализация "Средство коммуникации есть сообщение" от нейросети



Маршалл Маклюэн - имя, которое знает каждый маркетолог и креативщик. Маклюэн был одновременно критиком и провидцем. Он осуждал рекламный мир за его влияние на общество, но признавал его важность. И именно поэтому он остается столь значимым для маркетологов и медиа-мыслителей по всему миру. Его способность предсказывать будущее поражает до сих пор. Хотя он ушел из жизни задолго до появления интернета, его теории продолжают жить в нашем мире Web 3.0 - мире социальных сетей и смартфонов.

Согласно Маклюэну, типичный читатель блога «(Не)критично» погружается в состояние безмолвного оцепенения, словно находясь в трансе. Этот блог - настоящая горячая точка обсуждений. Здесь редко обсуждаются вопросы, касающиеся реальных проблем современной культуры, а рекламные интеграции, вероятно, самая значимая часть блога. Такие выводы напрашиваются у каждого, кто знаком с основными тезисами книги «Понимание медиа». Это не эксцентричные рассуждения сумасшедшего; напротив, Маршалл Маклюэн - один из самых блестящих социокультурных теоретиков второй половины ХХ века.



Фото 1945 года.

В своей культовой книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» Маршалл Маклюэн предсказал будущее, в котором мы живем сегодня. В 1964 году, когда Интернет и компьютерные технологии еще не существовали, Маклюэн уже видел, как технологический прогресс кардинально изменит общество. Он анализировал влияние телевидения и других средств массовой информации на образование, личность, правительство и семью. Но что наиболее удивительно - его идеи о нашем «я» и «глобальной деревне» оказались невероятно точными предсказаниями будущего.

Опытный читатель легко найдет маленькие осколки идей Маклюэна в прозе многих литературных критиков и социологов. Однако Маклюэн остается одиночкой в своем поле: у него много поклонников, но мало последователей. Его самоуверенная язвительная манера и экстравагантные обобщения часто отталкивают придирчивых читателей. Даже те, кто симпатизирует ему, могут найти в его книгах равные доли раздражающих моментов и неожиданных просветлений. В «Понимании медиа» эта смесь представлена в привычном виде.

Основные концепции книги «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Средство коммуникации есть сообщение

Самая известная идея Маклюэна - «Средство коммуникации есть сообщение» (The medium is the message). Это означает, что сам носитель информации (например, телевидение или интернет) оказывает большее влияние на общество, чем сам контент. Представьте себе: не так важно, что именно говорится по телевизору, важнее то, что это говорится по телевизору. Телевидение само по себе оказывает огромное влияние на общество, формируя наши мысли и восприятие. Это одно из самых известных высказываний Маклюэна, и оно актуально как никогда. Маклюэн утверждал, что воздействие самого носителя информации важнее, чем содержание. Интернет - отличный пример: неважно, сколько контента мы потребляем, важно то, что мы ожидаем его мгновенной доступности.

Глобальная деревня

Маклюэн ввел понятие «глобальной деревни», описывая взаимосвязанность современных медиа и новый способ обмена информацией. Сегодня мы видим, как Интернет объединил мир в одно глобальное сообщество. Информация распространяется мгновенно, создавая коллективное сознание и общие культурные тренды. Взгляните на социальные сети: пользователи соцсетей объединяются в группы по интересам, а маркетологи ежедневно бомбардируют нас сообщениями о новых продуктах.



Глобальная деревня глазами нейросети

Концепция «глобальной деревни» описывает мир, где расстояния аннулируются благодаря технологической эволюции. Сегодня мы можем общаться мгновенно с людьми на другом конце планеты. Например, видеозвонки и социальные сети позволяют нам поддерживать связи вне зависимости от географических границ. По мнению Маклюэна, такая глобализация усиливает международные политические и экономические связи, ослабляя национальные государства. Иными словами, еще в 1960-х годах он предсказал, что средства массовой информации объединят мир в единое целое. И он оказался прав! Сегодня интернет и социальные сети делают наш мир по-настоящему глобальной деревней. Мы можем мгновенно общаться с людьми на другом конце света, делиться новостями и событиями в реальном времени.

Горячие и холодные медиа

Маклюэн усложняет свою теорию попыткой классифицировать медиа на «горячие» и «холодные». Горячие медиа усиливают одно ощущение в «высоком разрешении» - они насыщены сенсорными данными. Холодные медиа имеют низкую четкость ибольшего вовлечения и «дополнения» со стороны аудитории. Фотография, лекции, радио - горячие; мультфильмы, семинары, телевидение и телефоны - холодные.

Горячие медиа, такие как фильмы и фотографии, насыщены сенсорными данными и требуют минимального участия зрителя. Холодные медиа, такие как телевидение и радио, требуют большего вовлечения и «дополнения» со стороны аудитории. Например, просмотр фильма требует лишь пассивного восприятия (поэтому это «горячее медиа»), тогда как разговор по телефону требует активного вовлечения (следовательно, это «холодное медиа»).



Горячие и холодные медиа по версии нейросети

Горячие медиа взрывные и индивидуализирующие, тогда как холодные - общительные и случайные. Телевидение - самое холодное из всех медиа. Маклюэн так стремится отличить его от старомодных горячих медиа, что утверждает: экран телевизора показывает "свет сквозь", а не "свет на", что придает ему тактильные качества в отличие от кино. Такие эксцентричные суждения возникают из-за его желания связать каждое явление с теорией.

Заключение

Что бы сказал Маршалл Маклюэн о нынешней шумихе вокруг искусственного интеллекта? Маклюэн не был сторонником антиутопий, как Олдос Хаксли в «Дивном новом мире» или Джордж Оруэлл в «1984». Напротив, он приветствовал новые технологии и видел в них потенциал для расширения человеческого сознания.

Однако Маклюэн всегда помнил об обратной стороне медали. Он бы, вероятно, утверждал, что ИИ - это мощное расширение нашего разума, способное изменить наше восприятие мира так же, как когда-то сделали печатный станок и телевидение. Но вместе с тем он бы предостерег нас о возможных негативных последствиях.

Маклюэн предсказывал будущее медиа с удивительной точностью. Его идеи о том, как медиа трансформируют наше восприятие мира и самих себя, остаются актуальными и сегодня. Внимательное прочтение «Понимания медиа» открывает перед нами множество способов лучше понять наш современный мир. В то время как большинство ученых углубляются в узкие области своих исследований, Маклюэн стремился охватить все знания сразу.

Тем не менее, Маклюэн остается важной фигурой в изучении медиа, вызывая как восхищение, так и критику. Его идеи продолжают оставаться актуальными в нашем быстро меняющемся мире медиа, побуждая нас задуматься о том, как технологии формируют наше восприятие реальности.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

P. S. Материал подготовлен на основе моей вводной лекции про Маршалла Маклюэна для книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб (книга августа - эссе Сьюзен Сонтаг), а также задать вопрос - пишите мне в личные сообщения!

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды

Еще почитать:

Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Рене Магритт: мастер загадок на холсте

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Музы и модели: таксы в искусстве

книги, фильмы, искусствовед, кино, искусство, культура

Previous post Next post
Up