Если оглянуться вокруг, то становится понятно, что будущее - за крупными компаниями. У меня есть куча одноклассников и друзей, которая устроилась работать в крупные структуры - во всякие банки, операторы связи и прочие радостные и приятные места.
У меня была возможность сравнить и работу на себя, и работу на крупную компанию (госкорпорацию), и работу по найму. Этот пост открывает серию статей-заметок, которую я-таки планирую выпустить в жизнь.
Как вы все прекрасно понимаете, то, что я напишу - это моё личное мнение :-) и я готов это обсуждать. Отмазок не будет.
Как бы мне хотелось, чтобы у всех людей была одна голова.
И чтобы я отрубил эту голову.
Калигула
С точки зрения современной офисной жизни идея Калигулы очень правильна. Если что - можно одним движением меча наказать всех виновных, растолковывать задачу можно тоже только в ону пару ушей, да и на презентациях можно сэкономить. Увы, осуществление его планов невозможно ввиду того, что сам Калигула тогда оказался бы в щекотливом положении - один на всей планете и с отпиленной головой в руках. Так много не наработаешь, будь ты даже римским императором.
Вместе с тем, очевидно, что в одиночку много не наработаешь - даже палатка с шаурмой требует 2-3 сменных сотрудников. В России есть и обратная угроза - увеличение персонвла зачастую не требуется для бизнеса с определенного момента, это становится очень понятно на примере госкорпораций разного рода, но об этом я напишу позже.
Задачи бизнеса любого рода, как ни странно, очень схожи: достигать поставленных владельцем целей, расходуя меньше ресурсов, чем доступно компании. Если вдуматься, эта формулировка хороша не столько своей универсальностью, сколько отказом от технических и финансовых терминов, что, в свою очередь, уберет навязанные ими ограничения - экономические, финансовые и любые другие.
В самом деле, если посмотреть на любой бизнес, мы увидим:
а) набор задач, поставленный для бизнеса его собственниками;
б) набор ресурсов, доступный бизнесу;
в) набор ресурсов, расходуемый бизнесом.
В случае, если бизнес может привлечь больше ресурсов, чем тратит, он живёт до тех пор, пока он решает задачи его собственников.
Задачи собственников могут быть любые: от вульгарного "приносить деньги" до задачи держать жену "нового русского" в её собственном салоне красоты, от " содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции" до поддержания имиджа владельца бизнеса.
Набор ресурсов, доступный бизнесу, включает доступ к бюджетам разных уровней - от государственного до "кармана "папика" (по-научному - "возможности участия в затратной части бюджета организации-донора"), от сумм, которые привлекаются от потенциальных покупателей в виде оплат, авансов и т.п. до поступлений от продажи долей/акций компании.
Кроме денежных ресурсов, есть еще ресурсы неденежные - на западе понятия "брэнд", "гудвилл" и прочие аналогичные - не пустой звук, а заранее запланированные инвестиции. В России же неденежные ресурсы редко существуют на уровне бизнеса, гораздо чаще - на уровне конкретных индивидуумов: это личные связи, родственные или дружеские отношения, репутация. Не отрицая важности фактора брэнда, скажу лишь, что его важность в нашем обществе, на мой взгляд, не настолько велика, как важность деловой репутации партнера.
Набор ресурсов, расходуемый бизнесом, в общем-то состоит из денежных расходов на 99% - ибо в этом и есть суть рыночной экономики вообще и бизнеса в частности. Расходы материальных ресурсов, например, на производство продукции, есть лишь затрата денег на их приобретение; расходы нервов сотрудников - всего лишь оплата их труда, ведь недаром же в западной
практике термин "компенсация" применяется чуть ли не повсеместно.
Таким образом, мы имеем триединую суть бизнеса, да и в общем-то, любой деятельности: Достигать поставленных целей; тратить меньше, чем можешь получить; иметь в доступе больше, чем нужно. Последний из этих факторов, в общем-то, можно и выкинуть - но без него невозможно долгосрочное планирование.
В следующих статьях поговорим об этом подробней.
Учитель сказал: «При управлении княжеством, имеющим 1000 колесниц, необходимы постоянное внимание к делам и искренность {в отношении к народу), умеренность в расходах и любовь к народу с своевременным употреблением его на работы».
Конфуций, "Лунь-Юй", 1:5