Автомобиль "Чайка". Ужгород, Закарпатская область.

Feb 19, 2011 18:44



В сентябре 2010 года вашему покорному слуге довелось погостить на родине предков - в Закарпатской области. Село родственников находится в 40 километрах от областного центра, города Ужгорода. Периодически выезжал в Ужгород по разным делам, но по большей части конечно фотографировал. Фотографий тонны, до сих пор всё не обработать.
Сегодня хотелось бы показать, пожалуй, одно из самых ценных фото приобретений - произвольная фотосессия легендарных советских автомобилей ГАЗ-13 Чайка и ГАЗ-14 Чайка.


Проезжая как-то с родственниками на машине по улицам города я случайно увидел удивительную парковку, на которой красовалась в достаточно хорошем состоянии 13-ая Чайка, а также заметил кузов невиданной ранее 14-ой Чайки. В один из других дней я решил попробовать разыскать эту парковку. Поиски у меня заняли около 2-х часов, ориентировался по каким-то мутным воспоминаниям - труба над улицей, парк со статуями, автосалон Ситроен и т.д.


Стоянка оказалась достаточно хорошо перекрыта забором и снимать через забор было не очень комфортабельно. Решил разыскать владельцев. По соседству с парковкой располагалось кафе и магазин с автозапчастями, сама парковка, судя по банерам, предназначалась для автомобилей некого свадебного салона (помимо чаек присутствовали американские стретчи-лимузины). В кафе обратился к официантке (которая, вероятно, совмещала еще обязанности администратора) с просьбой пустить на территорию. Ни в какую не соглашалась, даже когда я стал предлагать приличное количество гривен.


Я уже начало было расстраиваться, всё-таки путь в Ужгород не близкий, да и плутал часа два. Подумав минут 10 у забора решил еще попытать счастья. К этому моменту к магазину запчастей подъехал какой-то старенький японский внедорожник, из которого вышел мужчина, который открыл этот самый магазин. В автозапчастях мужичёк доброжелательно дал буклет свадебного салона, которому принадлежал весь автопарк.


В красочном буклетике был найден без труда контактный мобильный номер хозяйки всего бизнеса. Позвонил с петербургского МТС'а. Женский голос на другом конце провода оказался вполне милым и дружелюбным. Объяснил цель своего звонка и попросил пропустить на территорию. Меня попросили подождать 15 минут и перезвонить. Через указанный временной промежуток сделал повторный звонок и "таможня дала добро".
В общем итоге ко мне вышла всё та же официантка из кафе и с говнистым видом предложила пройти за ней (а я ведь ей гривны предлагал и не мало =) ).


В общем говоря, под присмотром недовольной работницы общественного питания я приступил к своим "черным" делам. Сама 13-ая чаечка была в неплохом состоянии, но "околхожена" дешевыми литыми дисками и, размещенной совершенно неуместно, эмблемой от УАЗа.


...


Шикарный автомобиль. ВНЕ ВРЕМЕНИ...


...


Задние фонари очень напоминают сопла реактивных двигателей, что, врпрочем, не мудрено - Хрущевская эпоха, сплошное освоение космоса. Насколько же в те времена была развита образность при разработке чего угодно, от здания до автомобиля. Я восторгаюсь.


Теперь посмотрим на ГАЗ-14 Чайка. Я влюбился в вид этого легендарногоа втомобиля еще в раннем детстве, когда увидел на фотографиях. Четкий, стремительный и очень серьезный автомобиль, без лишней пафосности, которая, на мой взгляд, была свойственна прошлой версии Чайки. К великому сожалению 14-ая Чайка, увиденная мной, оказалась в ужасном состоянии. Выкупить бы и привезти в Петербург на восстановление.


Когда смотришь на переднюю часть автобиля сразу чувствуешь приемственность газовских автомобилей. Заметна связь между ГАЗ-14 Чайка и ГАЗ-3102 Волга - посмотрите на рубленные углы перехода передка в капот. Эх, непередаваемая красота. Могли же делать автомобили.


Хотел для пущей красоты закрыть капот, но у меня не получилось. Внутри обнаружилась 3-х литровая стеклянная банка с какой-то мутной белой жидкость, но даже и ее изьятие не позволило мне капот закрыть. Досада.


Давайте посмотрим как же эта легенда отечественного автопрома должна выглядеть в идеале:


...


Теперь немножко справочной информации:
ГАЗ-13 Чайка
Выпускался с 1959 по 1981 год.
Всего выпущено около 3 179 экземпляров.
Объём двигателя: 5 526 см3
Мощность двигателя: 195 л.с.
Максимальная скорость: 160 км/ч

ГАЗ-14 Чайка
Выпускался с 1977 по 1988 год (то есть какое-тов ремя даже параллельно с предыдущей моделью).
Всего выпущено около 1 120 экземпляров.
Объём двигателя: 5 526 см3
Мощность двигателя: 220 л.с.
Максимальная скорость: 175 км/ч

Судьба 14-ый Чаек оказалась очень печальной. Статья взята из журнала "Автолегенды СССР":
В конце 80-х, в самый разгар перестройки, Михаил Горбачёв, начавший борьбу с привилегиями партийных работников и государственных служащих, в величественном черном автомобиле усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, "утопающие в роскоши", в приказном порядке были пересажены на автомобили попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено. Последняя "Чайка" сошла со "стапелей" Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года.
Решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить необходимое для производства "Чаек" технологическое оборудование и техническую документацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей "Чайки". "Прерванный полёт" - иначене назовешь историю одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР.

Бонус напоследок.


Посмертная улыбка.
Спасибо за внимание!

Ужгород, газ-13, газ, Украина, чайка, газ-14, автомобили

Previous post Next post
Up