Оригинал взят у
sergsmir в
Американский Гулаг. Приказ № 9066.19 февраля 1942 года президент США Ф. Д. Рузвельт подписал знаменитый указ №9066, разрешив военным властям перемещать любую группу лиц с любой территории без судебного разбирательства, а лишь на основании "военной необходимости".
Против кого была направлена эта превентивная мера, выяснилось очень скоро. Жертвой, такой, с позволения сказать, инициативы, стали 127 тысяч японцев, проживавших на тихоокеанском побережье США. Через несколько дней города и посёлки побережья украсились стандартными объявлениями:
"Приказ всем лицам японского происхождения… Граждане США или нет, подлежат депортации из (данного) района к 12.00 дня (такого-то числа). Размеры и вес багажа ограничиваются тем, что может унести в руках отдельный человек или семья".
Приказ о выселении японцев из города на стене у входа в бомбоубежище в Сан-Франциско. Апрель 1942 г.
Под Указ № 9066 попали 120,2 тысячи японцев, живших в трех западных штатах США - Калифорнии, Орегоне и Вашингтоне. Из них 68% являлись гражданами США, остальные на легальных основаниях находились в стране, дети в возрасте до 16 лет составляли 48%. Для того чтобы считаться японцем, достаточно было иметь 1/16 крови этой нации.
Власти США не остановило то, что две трети японцев имели американское гражданство, а остальные - легальный вид на жительство.
Японцев депортировали в лагеря для интернированных. Их возвели в пустынной либо заболоченной местности.
С апреля 1942 года американские колледжи стали отказывать американцам японского происхождения в приёме на учебу.
Эта акция стала местью японцам за удар по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. То, что пострадали американцы японского происхождения, не имевшие никакого отношения к атаке на Пёрл-Харбор, Рузвельта и Ко не смутило.
Сотрудник ФБР производит обыск в доме японской семьи.
К весне 1942 года антияпонские настроения просто захлестнули США, и началась ещё и масштабная информационная кампания, которая ставила своей целью оправдать массовое переселение японцев в специальные лагеря и посеять ненависть к гражданам США японского происхождения со стороны представителей других этнических групп, населявших Штаты. Не зазорным в США считалась откровенная уличная травля японских граждан и доносы в полицию о том, что в таком-то доме проживает японская семья - конечно же, семья «шпионов»…
«Я американец!». Американец японского происхождения вывесил этот плакат на следующий день после атаки на Пёрл-Харбор. Снимок был сделан в марте 1942 перед отправкой хозяина магазина в лагерь.
Дети средней школы Вэйл в Сан Франциско произносят клятву верности американскому флагу перед интернированием, апрель 1942 года.
Мало того, в специальные лагеря свозились японцы и из стран, с которыми США граничат - Мексики, Канады. А в лагеря Айдахо свозились японцы даже из Панамы и Перу!
В 1944 году Верховный суд США подтвердил конституционность интернирования, аргументировав это тем, что ограничение гражданских прав расовой группы допустимо, если того «требует общественная необходимость».
Японская семья, получившая специальные бирки перед переселением.
Менее известно, что под действие Указа Рузвельта попали и люди, имевшие несчастье оказаться одной национальности с Гитлером и Муссолини: в лагеря были помещены 11 тысяч немцев и 5 тысяч итальянцев. Еще около 150 тысяч немцев и итальянцев получили статус «подозрительных лиц», и все время войны они находились под наблюдением спецслужб и должны были сообщать обо всех передвижениях по США.
Примерно 10 тысяч японцев смогли доказать свою нужность воюющей Америке - в основном это были инженеры и квалифицированные рабочие. Они не были помещены в лагерь, но также получили статус «подозрительного лица».
Остальные 110 тысяч японцев были отправлены в десять лагерей во внутренних штатах США - Вайоминг, Арканзас, Канзас и др. На сборы военные дали им два дня - за это время они должны были успеть продать недвижимое и движимое имущество. На практике это привело к тому, что подавляющее число японцев просто бросили свои дома со всем скарбом в них, а также машины.
Бирки интернируемых.
В первый день после объявления Указа простые американцы восприняли его как разрешение устроить погром «врага», были убиты три японца, разграблены около десятка магазинов. Однако уже в первые часы армия и полиция предотвратили погром.
Известный журналист Г. Маклемор после Пёрл-Харбора буквально бился в истерике:
«Я за немедленную высылку всех японцев с западного побережья вглубь страны. Причём отнюдь не в привлекательную местность. Давайте погоним их туда и скучим на самых скверных землях. Зажмём их в тисках нужды, пусть им будет плохо, пусть они голодают и подыхают там… Я лично ненавижу япошек. Всех до единого!»
Не лучшего мнения о согражданах японского происхождения был губернатор штата Айдахо Ч. Кларк: «Японцы живут, как крысы, размножаются, как крысы, ведут себя, как крысы».
Неудивительно, что вскоре двери ресторанов украсили объявления «Здесь травят крыс и япошек».
А при входе в парикмахерские можно было узнать, что здесь «Япошек бреют, за смерть не отвечают».
Однако всех превзошёл генерал-лейтенант Дж. Девитт, назначенный командующим западным оборонительным округом. Его расистские эскапады могут конкурировать с высказываниями А. Розенберга и других идеологов Третьего рейха. Генерал по-военному прямо утверждал: «Японская раса - враждебная раса. Хотя немало японцев во втором и третьем поколении, родившихся в США, являются американскими гражданами и американизированы, их расовая природа не изменилась».
А вот заявление, сделанное им в центре американской демократии - Конгрессе США:
«Я не хочу, чтобы кто-нибудь из них (японцев - О. Н.) был здесь. Они - опасный элемент. Нет способов, чтобы определить их лояльность… Не имеет никакого значения, являются ли они американскими гражданами, - они всё равно японцы. Американское гражданство не говорит о лояльности. Мы всегда должны проявлять беспокойство по поводу японцев, пока они не стёрты с лица Земли».
В северных штатах США, в которых депортированные японцы возводили для себя бараки сами, нередко отсутствовало и отопление в виде обычных печек-«буржуек». В итоге температура внутри бараков в суровые зимы опускалась ниже минус 20 по Цельсию. Люди погибали от голода и обморожения.
Интернированные лица были размещены в «бараках простой конструкции, покрытых толем, без канализации и кухонь»
Чтобы найти себе пропитание, люди пытались прорваться за ограждения из колючей проволоки. Существует немало свидетельств современников событий, рассказывающих о том, что охрана расстреливала тех, кто пытался прорваться за «колючку» в поисках грибов или ягод. В зимнее время депортированные рыли снег, чтобы извлечь мёрзлую траву и хоть как-то разнообразить свой рацион. В лагерях распространялись инфекционные болезни, и это распространение администрация лагерей не старалась остановить.
Действовала негласная директива о том, что чем меньше депортированных японцев останутся в лагерях, тем лучше - экономичнее… И тех действительно оставалось всё меньше и меньше. Точных данных о том, сколько сгинуло в американском «ГУЛаге», не представлено до сих пор. И ещё кое-что об американской экономии - абсолютное большинство людей не свозили в спецлагеря, а заставляли добираться туда на свои средства!.. Сохранилась инструкция, по которой японские семьи в США должны были отчитываться о том, что выполнили закон и сами переехали в концлагерь.
Бараки лагеря Амаче, Колорадо.
Чрезвычайный указ Франклина Рузвельта от февраля 1942 года был отменён в 1976 году! Ещё через четыре года США была создана комиссия по расследованию эпизодов антиконституционных деяний властей США в годы войны. В итоге комиссия пришла к «потрясающему» выводу: массовое переселение японцев не было обоснованным. Каждому из оставшихся в живых после лагерей правительство США назначило компенсацию в размере 20 тыс. долларов, причём только тем, у кого на тот момент сохранился паспорт американского гражданина.
Учитывая тот факт, кто десятки тысяч японцев начали отказываться от американского гражданства, находясь в спецлагерях, компенсация была выделена далеко не всем, кто выжил после лагерного произвола. Денежной компенсацией и заявлением о «необоснованности переселения» «покаяние» американцев и завершилось.
В последний раз о массовой депортации японского населения США вспомнили в 1998 году - тогда обнаружился последний выживший в американских лагерях японец, которому перечислили 20 тыс. долларов в качестве «извинений».
источник