Ну а если, скажем, хоть чуть-чуть предположить, что каванот уже изначально заложены в нусахе Сфарад? Такова, например, наша традиция насчет хабадского уклада (думаю что это более адекватный перевод слова "нусах", чем не совсем понятный "извод"). В сидуре Алтер Ребе почти нет каванот, но считается что структура текста такова, чтобы пробудить нужные влияния и при самой простой и общей каване, произносимой раз в день аеред "Барух шеамар": לשם יחוד קודשא בריך הוא ושכינתיה ליחדא שם י"ק בו"ק ביחודא שלים בשם כל ישראל А во всех остальных случаях перед выполнением той или иной заповеди, старые хасиды вместо каваны прочитывали пару строчек из Тании. И это, заметьте, лехатхила а не бедиавад. Но возможно, чтобы понять что тут не одна голая форма, нужно самому быть хотя бы чуть-чуть хасидом...
Вот-вот. Тогда можно спросить: а что, те, кто вставляет в נשמת כל חי отрывок שועת עניים אתה תשמע צעקת הדל תקשיב ותושיע - неправильные хасиды? Или наоборот: те, кто не включает этот отрывок, как хабадники - неправильные хасиды? Если уж так всё важно. И вообще, какие хасиды самые хасидистые - следующие Шулхан арух ѓа-Рав или Нитъэй Гавриэль? И какой нусах ближе к правильному хасидскому пути: ашкеназ или сфарадим, и как это проверить? Когда говорят "чтобы понять, нужно самому быть" - это принципиально неверифицируемо и нефальсифицируемо.
Ваш вопрос лишен смысла. Это почти как спросить: кто правильный митнагед - тот кто молится по нусаху аГро или по нусаху Рабби Йеуды аХасида? Или по одному из других ашкеназских нусахов? "Почти" потому, что еще бессмысленней. Так как в литовском мире наблюдается определенная тенденция к унификации, а вот каждое из хасидских течений уникально в тех акцентах, которые оно расставляет в различных аспектах служения Всевышнему. И не может быть ничего естественнее различных нусахов у различных хасидов. Наоборот, тот факт что эти нусахи (кроме хабадского) почти идентичны - вызывает оторопь! Вам нужна верификация? Пожалуйста: каждый кто немного разбирается в хасидуте, знает что у всех евреев, независимо от уклада, молитва начинается не с Оду и не с Барух шеамар, а с Моде ани.
А у нас ПП молится по ашкеназу, а все остальные по сфараду. Т.е. в нашей семье, он единственный не настоящий религиозный сионист. И похоже на правду. Поскольку он теоретик.
если я хасид, я говорю полукадиш после чтения Торы а когда ашкеназы-нехасиды перестали его говорить?
А ещё через поколение-два каванот отвалились даже в сидурах вождей! Вовсе не обязательно чтобы каванот были в сидуре - они должны быть в голове. А некоторые каванот (как например "Оду" до "псукей де-зимра", "ке-гавна" перед маарив лейл шабат) известны в широких массах.
Я всё же думаю, что если каванот были записаны в сидурах, были основания не оставлять их в головах. Их же нельзя путать - настоящие каванот, которые мы только изредка встречаем в некоторых сидурах. Тем более в поздних поколениях: всё меньше было тех, кто держал все правильные каванот в голове.
Если каванот только записаны в сидуре, то результат (ле аниют даати) "он масс" не менее плачевен чем от их отсутствия (я наблюдал как некоторые товарищи молились по сидуру Рашаша с каванот - это не молитва, а лихорадочное пробегание глазами целых страниц с каванот). Вот и сейчас можно спокойно приобрести сидур "Альтер Ребе" с маамарим, в которых есть немало каванот, только во время молитвы по нему молиться нереально - это книга для изучения, а не для молитвы.
Формализм, против которого так яростно боролись основатели движения Движение-то давным-давно институционализировалось. Так что такие явления неизбежны.
Comments 22
לשם יחוד קודשא בריך הוא ושכינתיה ליחדא שם י"ק בו"ק ביחודא שלים בשם כל ישראל
А во всех остальных случаях перед выполнением той или иной заповеди, старые хасиды вместо каваны прочитывали пару строчек из Тании.
И это, заметьте, лехатхила а не бедиавад. Но возможно, чтобы понять что тут не одна голая форма, нужно самому быть хотя бы чуть-чуть хасидом...
Reply
Когда говорят "чтобы понять, нужно самому быть" - это принципиально неверифицируемо и нефальсифицируемо.
Reply
"Почти" потому, что еще бессмысленней. Так как в литовском мире наблюдается определенная тенденция к унификации, а вот каждое из хасидских течений уникально в тех акцентах, которые оно расставляет в различных аспектах служения Всевышнему. И не может быть ничего естественнее различных нусахов у различных хасидов. Наоборот, тот факт что эти нусахи (кроме хабадского) почти идентичны - вызывает оторопь!
Вам нужна верификация? Пожалуйста: каждый кто немного разбирается в хасидуте, знает что у всех евреев, независимо от уклада, молитва начинается не с Оду и не с Барух шеамар, а с Моде ани.
Reply
Reply
Reply
И похоже на правду. Поскольку он теоретик.
Reply
Reply
Reply
Reply
а когда ашкеназы-нехасиды перестали его говорить?
А ещё через поколение-два каванот отвалились даже в сидурах вождей!
Вовсе не обязательно чтобы каванот были в сидуре - они должны быть в голове. А некоторые каванот (как например "Оду" до "псукей де-зимра", "ке-гавна" перед маарив лейл шабат) известны в широких массах.
Reply
Reply
Вот и сейчас можно спокойно приобрести сидур "Альтер Ребе" с маамарим, в которых есть немало каванот, только во время молитвы по нему молиться нереально - это книга для изучения, а не для молитвы.
Reply
Reply
Движение-то давным-давно институционализировалось. Так что такие явления неизбежны.
Reply
Reply
Leave a comment