(no subject)

Feb 29, 2024 16:38

#умзаразум
6. А чем Десять заповедей отличаются от других? Разумеется, не тем, что они главные: ведь, например, суббота есть, а праздников нет; запрет зависти есть, а запрета злословия нет; запрет клясться Именем Бога всуе есть, а кашрута нет... И не тем, что другие из них выводятся: вывести можно что угодно из чего угодно.
И пришли к выводу: практически ничем не отличаются. А почему же десять заповедей? Чисто случайно! Обратите внимание на текст Шмот 20: "И говорил Бог все эти слова... а народ вздрогнул и отодвинулся, и сказали Моше: говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б-г, а то умрем". Изначально Бог собирался давать ВСЕ ЭТИ СЛОВА, все заповеди лично, в некоем порядке. Но из-за того, что народ не мог слышать громы и видеть молнии, изначальный план был нарушен, заповеди давались сперва Моше и совсем не в том порядке, в котором должны были даваться всему народу.
В книге Шмот при описании дарования заповедей НЕ ГОВОРИТСЯ, что их десять. Это упоминается только при описании скрижалей: а на них написано так, как - волею случая - получилось. Дарование Десяти заповедей упоминается только в книге Дварим (4:13), при пересказе события.
*
Судя по всему, разделение десяти заповедей на две группы - пять относящихся к Богу и пять относящихся к человеку - принадлежит именно Ибн-Эзре (длинный комментарий к Шмот, 20:2). Намёк на такое разделение можно найти в Мехильте де-раби Ишмаэль (Итро, Ба-ходеш 8). Впоследствии эту идею повторил Рамбан в комментарии к Шмот, 20:11.

#умзаразум

Previous post Next post
Up