(no subject)

Oct 19, 2023 16:02

"Народ сектора Газы" (я намеренно употребляю такой термин) уже существенно отличается от "народа Западного берега Иордана". Население этих территорий изначально составляли разные кланы и эмигранты из разных районов. Жители сектора Газы - отчасти эмигранты из Египта в первой половине ХХ в., отчасти беженцы/выселенцы из района от Тель-Авива и южнее, и бедуины Негева там есть. Жители Самарии тесно связаны с арабами Галилеи... нет, давайте говорить правильнее: с населением Галилеи. Никакие это не арабы, а сирийцы, во многом - арамеи, живущие там со времён Саргона и Тиглатпаласара. Есть немного бедуинов. Да, и бывших евреев много, специалисты назовут вам и в Самарии, и в Иудеи много деревень, ещё несколько веков назад фиксировавшихся как еврейские. Сегодня некоторые из них называются христианами, некоторые мусульманами, некоторые друзами, однако это не менее исконные жители холмов Галилеи, чем мы. Их традиционные связи - с Заиорданьем, с Голанами, с Сирией. Жители Иудеи (к югу от Иерусалима) - опять-таки бывшие сирийцы, как жители Бейт-Лехема и пригородов, или бывшие евреи, или бедуины Негева. Даже в Израиле арабские партии отличаются не только идеологией, но и национальным электоратом: РААМ, например, в большой степени бедуинская. Приведу пример: года два назад сорвалась операция подразделения "псевдоарабов" в Газе - потому, что тамошний патруль, начавший разговор с подозрительными "телефонными техниками", сразу просёк, что они говорят с галилейским арабским акцентом!
После образования Израиля связи Газы и Западного берега практически пресеклись. Жители Иудеи и Самарии тесно привязались к Иордании, и до сих пор от неё не отвязались, члены одной семьи могут жить по обе стороны Иордана. Жители Газы остались замкнутыми в Газе, Египет никогда их особо не жаловал.
Два этих района смогли общаться только после Шестидневной войны, но довольно ограниченно. После 1989 признанным в мире и в Израиле главой палестинцев стал Арафат - родом из Газы! - но он предпочёл осесть в чужой ему Рамалле и воровать там свои миллионы. Газа, видя происходящее, стала искать своих спонсоров, и нашла. Сравните довоенные фотографии города Газа и Наблуса, скажем, и вы увидите, где меньше воруют. В секторе семь больниц и девять университетов (примерно так). А в Иудее с Самарией? Шиш с маслом.
Потом Арафат вбил решающий клин между Газой и Рамаллой: он поддержал Ирак, вторгшийся в Кувейт. С тех пор все враги Арафата стали друзьями Ирана. Тут-то исламисты Газы с Ираном и нашли друг друга. А жителям Иудеи и Самарии Иран всегда был чужд.
В следующие 25 лет Израиль непрерывно подогревал противостояние Газы и Рамаллы, даже ХАМАС для этого поддерживал (на начальном этапе). Выборы 2006 г. и переворот 2007 г. окончательно превратили Газу и Западный берег в два независимых политических образования.
Теперь идеология. Сейчас сектор - территория радикального ислама, который там - и образование, и экономика, и канализация. Иудея и Самария с точки зрения идеологии - гораздо более рыхлое место, там можно поддерживать того и сего, а можно вообще никого не поддерживать, жить в своём доме и строить на нём второй или третий этаж, и ни о чём другом не думать.
Теперь посмотрим на экономику. Когда Абу Мазен в Рамалле объявил бойкот израильским товарам, палестинцы Иудеи и Самарии это выдержали достаточно спокойно: их торговые связи с Иорданией не прерывались. А когда Израиль 15 лет назад заблокировал торговлю с сектором Газа, жизнь там существенно ухудшилась: Египет ограничивал снабжение через Рафиах как только мог. Поэтому там нищие ходят по блестящему приморскому променаду.
Теперь взглянем на отношение к Израилю. Палестинцы всегда зарабатывали в Израиле, у себя они заработать не могут. Население сектора и ЗБ сопоставимо, а количество промзон для палестинцев или строек, где те работают - совершенно несопоставимо. Израиль реально кормит ЗБ, а Газу - не кормит. Жители ЗБ гораздо больше бывают в собственно Израиле, в городах его и на улицах. Поэтому у жителей ЗБ меньше причин плохо относиться к Израилю и больше причин остерегаться экстремистов, которые лишат их куска хлеба. Далее. Житель ЗБ, пересекши “зелёную линию”, оказывается возле израильских арабских городов, среди своих (в том числе в прямом смысле - родственников). Житель Газы, пересекши её, ни одного палестинца не видит. По всему этому “израильская ментальность” - по капле, по капле - гораздо чаще транслируется на ЗБ, чем в Газу, ощущающую себя абсолютно чужой Израилю. И наконец: Израиль практически не бомбил дома в Иудее и Самарии с самолётов, израильские танки очень редко ездили по улицам их деревень и городов. А в Газе это - постоянный фон жизни.
*
К чему это я всё? Не планируйте будущее сектора Газы исходя из настоящего Иудеи и Самарии! Это два разных палестинских народа.

арабское

Previous post Next post
Up