Oct 06, 2021 08:20
Вчера было принято окончательное решение о сносе Нового автовокзала Тель-Авива. Впервые это решение было предложено ещё в 2018 году, а открыт автовокзал был в 1993 г. - всего за 25 лет до того. Но по порядку.
В 1953 г. мэрия Тель-Авива решила строить нормальный автовокзал, а не стоянку автобусов на площади. Где строить - было решено исходя из пустого места, а пустое место, бывшие фруктовые сады, нашлось между домами в квартале Неве Шаанан. То да сё, спроектировали, и в 1967 г. начали строить шестиэтажное здание, второй по величине автовокзал в мире!
Когда проектировали - в Израиле ещё никто не мыслил в категориях "ущерб для окружающей среды", "загазованность" и "неудобства для соседей". А когда начали строить, быстро поняли, что сооружение, в которое на уровне верхних этажей соседних домов каждую минуту (без преувеличения) будут въезжать дымящие автобусы - и расположенное прямо посреди жилого квартала - это беда. Жители соседних домов объединились и дошли до юр.советника правительства. Он постановил, что жителям положена компенсация, а кто её будет платить - пусть решают владельцы и совладельцы автовокзала. Тем временем стройка вообще надолго замерла, и упорно говорят, что остановили её хозяева многочисленных магазинов возле старого автовокзала, понявшие, что потеряют клиентуру. Потом достроили бетонный "скелет" здания - и опять стройка замерла. Наконец в 1993 году, через 26 лет после начала строительства и через 30 лет после проектирования, здание открылось.
1) Часть автобусов отправлялась с первого и второго этажей, часть - с шестого. Они соединялись хитровыдуманной системой эскалаторов, и пассажиры сразу начали её проклинать. К тому же на первом и втором этажах была не продумана вентиляция, и вскоре их вообще закрыли наглухо, а для автобусов достроили седьмой этаж.
2) Промежуточные этажи предназначались для гигантского торгового центра. Однако к моменту открытия окружающий район был районом не то чтобы бедноты - люмпенов, гастарбайтеров и нелегалов, престиж его был ниже нуля, и приличные тель-авивцы не хотели идти туда за покупками, а приличные торговцы не хотели арендовать там магазины. Плюс загазованность. Здание приносило только убытки. А туда, куда не идут приличные люди, идут неприличные. Огромные пустые коридоры лабиринтоподобного здания сделали автовокзал самым опасным местом в Тель-Авиве.
3) С момента открытия владельцы домов во всём квартале не уставали доказывать и показывать, в какой ад превратилась жизнь, если в десяти метров от окна твоей квартиры на третьем этаже каждую минуту проезжает автобус. Построили стеночки - не помогло.
4) Уже при открытии было ясно, что тель-авивский транспортный узел должен включать железнодорожную станцию, а от этого автовокзала до станции нужно идти, и по неприятному району.
В общем, через несколько лет после торжественного открытия автовокзала стали думать, во что его переделать. В торговый центр - уже не получилось. В офисное здание - тоже как-то не вышло. Одновременно владельцы начали перепродавать друг другу здание и его долги, и наконец у всех лопнуло терпение, и был достигнут консенсус: давайте сделаем так, как будто ничего не было, и снесём здание вообще. А автовокзал построим новый, на границе Тель-Авива и Холона.
Сик трансит самый неудачный инфраструктурный проект в Израиле.
P.S.
Иерусалимский трёхэтажный автовокзал проектировали, научившись на горьком опыте. Он расположен на самой западной границе города, от него гора обрывается вниз и образуется кубический километр воздуха, хорошо продуваемый с моря - нет загазованности. Он расположен на главной улице города. Возле него сразу запланировали железнодорожную станцию, которая сейчас построена и соединена с автовокзалом подземным переходом. В нём невозможны пустые коридоры. Его магазины находятся прямо на пути к автобусам и от автобусов. Он красивый, наконец, и привлекает людей. Поэтому торговый центр в Иерусалимском автовокзале - более-менее престижный и прибыльный.
Израиль