Они были основаны на хасидских источниках (которые иногда схоластически интерпретировались до неузнаваемости). Изложим эту космологию и эпистемологию так:
Мир (весь) - несовершенен и может быть (а значит, должен быть - это фирменный логический ход Ребе) доведён до совершенства. Как выглядит совершенство, мы точно не знаем, но что мир несовершенен, согласны все. Это несовершенство распространяется от «тигры воют на рассвете, волки зайчика грызут» и до противоречивости человеческой психики, и все его аспекты увязаны друг с другом.
Человек - это микрокосм, отражающий макрокосм, поэтому познание мира можно заменить интроспекцией.
Усовершенствовать мир может только человек. Орудие этого усовершенствования - исполнение заповедей, от правильного наложения тфилин до деятельной любви к ближнему. Как заповеди «чинят» мир - мы не знаем, но принимаем это за аксиому.
Главным содержанием жизни человека должно быть исполнение заповедей и изучение Торы, учащей тому, как их исполнять. Всё остальное - побочное.
Отсюда вытекает следующее отношение к научному познанию:
Наука и технология - это второстепенные области приложения человеческих душевных и интеллектуальных сил, второстепенные способы исправления мира. Поэтому если глубоко в них погружаться, это вредит человеку, так как заполняет время и место в душе, принадлежащее Торе и заповедям. Заниматься научным познанием мира можно, однако, в следующих пяти случаях (Игрот кодеш, т. 3, стр. 124-125):
1) Мудрецы прошлого могли выводить научные познания прямо из Торы.
2) Некоторые области науки нам прямо заповедано изучать - например, астрономию для точного вычисления лунно-солнечного еврейского календаря. Сюда же относится медицина, так как «с Небес дано врачу право врачевать болезни», как говорит Талмуд, а лечить людей - это часть заповеди любить ближнего (Пурим, 5711 г.).
3) В некоторых обстоятельствах (например, в ванной) нельзя размышлять о Торе, и чтобы мысли не пошли в запрещённые области, можно размышлять о работе, а в шабат - о науках или о красотах природы.
4) Есть области науки и технологии, которые необходимо знать для правильного исполнения заповедей. Так, один из мудрецов Талмуда полтора года жил с пастухами (а пастух - синоним невежды), чтобы научиться точно определять, какие дефекты и увечья животных постоянные, а какие - временные, а это нужно для исполнения заповеди о первенцах скота. В наше время Любавичский Ребе приводил в пример радио: когда по американскому радио начали транслировать уроки хасидизма, он сказал, что теперь учение хасидизма в самом прямом смысле заполнило мир: ведь радиоволны есть везде, и неважно, ловит их там радиоприёмник или нет. А раз так - приближаются мессианские времена…
5) Нужно изучать профессию, с помощью которой будешь зарабатывать хлеб насущный. А в наше время наука сама по себе может быть профессией с хорошим и чистым заработком, поэтому и такое занятие наукой поощряется.
К этому можно прибавить ещё один аспект. Хасидизм учит, что ничто в мире не случайно и что всё в мире может научить человека правильному мышлению. В свете этого Любавичский Ребе полагал, что прогресс научного знания и технологии свидетельствует о прогрессе в «теологической» эпистемологии. Для этого он и излагал своим хасидам на идиш теорию элементарных частиц, объединение четырёх взаимодействий и специальную теорию относительности (
https://nomen-nescio.livejournal.com/2525667.html): всё это указывает на то, что наука приближается к познанию глубинного единства всего сущего - о котором мы, евреи, твердим уже две тысячи лет.
См. также Пурим 5711 г. о духовном значении физического принципа атомной бомбы.