О котиках, Носике и треугольнике Карпмана

Jul 11, 2017 10:52

Оригинал взят у daskalidi в О котиках, Носике и треугольнике Карпмана
Вчера опять спасала котика - вернее, на сей раз кошечку. В этот раз я не видела ни только героиню сюжета, но и ее хозяев: подружка, зная, что среди моих друзей много котолюбителей, попросила выручить ее соседей, вынужденных по медицинским - вернее, ветеринарным - соображениям расстаться со своей питомицецей. Изложила я печальную историю на своей странице и в одном израильском кошачьем сообществе. У меня нашелся всего один неадекват, да и того интресовали не котики, а люди (впрочем, и этот персонаж явно планировал игру, которая будет описана ниже, да не на ту напал). Зато в сообществе…
Уже после того, как кошечку забрали (и я с чистой совестью могла стереть свой пост), я заглянула в то сообщество - и ужаснулась. Незнакомые мне люди, как и я, в глаза (даже на фотографии) не видавшие ни животное, ни его хозяев, строили самые смелые предположения об этих монстрах в человеческом обличии, под надуманным предлогом наносящим непоправимую душевную травму беззащитному живому существу. Ясно, что предлог был надуманный: не может же абсолютно незнакомый человек, обращающийся за помощью в сообщество, не врать! И да, то же самое, оказывается, относится и к тем нелюдям, которые пишут что-то про аллергию каких-то там своих детей и про злых квартирных хозяев…
Замечу: эти деятели, упражнявшиеся в риторике, отнюдь не рвались взять кошечку к себе или, скажем, пожертвовать деньги на ее содержание или на кошачий приют. Зато оттоптаться по совершенно незнакомым людям - ну как отказать себе в таком удовольствии! И всё, разумеется, на благо котиков! Вспомнилось: когда я какое-то время назад пристраивала подобранного мной на Храмовой горе больного котенка, тоже нашлись желающие повыступать с риторическим вопросом, как я, сволочь бездушная, смела не притащить к себе и второго котенка (который был при последнем издыхании и которого мне просто не куда было сунуть), а «бросить его умирать»! И да, помочь мне вылечить и пристроить спасенное животное эти деятели тоже не рвались.
Этот механизм описан давно и многократно Он называется «треугольник Карпмана». Вот тут эта история хорошо описана: http://www.transactional-analysis.ru/games/125-treug Да и в Википедии, в общем, неплохо: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0
Первое, что бросается в глаза при чтении этих описаний: Спасители котиков (и, соответственно, Преследователи их недобросовестных хозяев) вовсе не хотят этих самых котиков спасать. Википедия лаконична и категорична: «В условиях треугольника судьбы спасатель - это не тот, который помогает кому-то в чрезвычайной ситуации. Это тот, кто имеет смешанный или скрытый мотив, который на самом деле эгоистично выгоден «тому, кто спасает». Спасатель имеет лежащий на поверхности мотив решения проблемы, и, кажется, прилагает большие усилия для её решения. Однако он имеет и скрытый мотив к неразрешению ситуации». Иными словами, лечение и пристройство котиков - дело дорогое и тяжелое, а вот в таких играх можно получить свои поглаживания (перевод психологического термина из области трансакционного анализа, по-английски petting) совершенно бесплатно и не прилагая никакого труда. Пойти, скажем, волонтером в кошачий приют, или даже убрать за собственным любимцем куда сложнее, поэтому многие сидят и воняют в пользу котиков в интернете, в то время как у них в квартире стоит и воняет кошачий песочек.
Параллельно с моей очередной кошачьей историей в тех же интернетах происходила куда более мерзкая история - кончина Антона Носика у многих вызвала непреодолимое желание полить его грязью. Я давно заметила: если раньше после смерти человека старались искать - и находили, даже когда это было непросто - то хорошее, что можно о нём сказать, то сейчас в той же ситуации выискивают плохое - и тоже находят, даже когда это непросто. Теперь мне понятно, зачем люди упражняются в такой гадости. Описанную по ссылкам веселую и вредную игру можно начинать как из позиции Спасителя (от которого котикам ни холодно ни жарко), так и из позиции Преследователя. Особо адекватный объект преследования - покойник, так как известно, что Спасители набегут тут же (в ту же игру можно играть не с трупом, а с полутрупом в главной роли, как показали недавние истории с Задорновым и Юной Мориц, терминально больными физически и психически соответственно). Ну и да, как только спасители набежали, Преследователь может переключаться в Жертву и начинать гундеть по-смердяковски «Сироту всякий обидеть может!» Как происходит переключение ролей в этой игре, можно почитать по ссылкам выше. Появился даже такой мерзкий термин: «скорбилы». Это те Спасители чести покойников, которых зачинщики игры назначают себе в Преследователи. Не помню, когда появилось, кажется, в связи с тем несчастным самолетом. Стандартный пост про этих персонажей выглядит так: «Люди, все сюда! Тут по ссылке скорбилы жестоко травят за свободу слова прекрасную девочку, мать троих детей, между прочим! А ну быстро всем бежать спасать от скорбил прекрасную девочку, мать троих детей, а то я вам задам, твари бездушные!» Как распределяются (и меняются) роли в этой сценке - сами смотрире, пользуясь методическим материалом по ссылкам выше, мне об этом писать противно.
Казалось бы, при чем здесь Навальный? Да я о нем писать и не буду - а буду о том, почему некой части нашей российской оппозиции внезапно оказалось интереснее бороться с Навальным, нежели бороться с Путиным. Да всё понятно: реальная борьба с режимом, которой занимаются Навальный и его сторонники - дело тяжелое и небезопасное, а вот запустив вокруг себя треугольник Карпмана, можно бесплатно получать любимый петтинг в неограниченном количестве, почти не прилагая к этому усилий. Вот смотрите: очередной персонаж в белом пальто сказал очередную гадость про Навального. Навальному от этого ни холодно, ни жарко: он дело делает, у него своих проблем хватает. Зато кругом его сторонники: гадость целенаправленно говорится в таком месте, где привлечет их внимание. Ну и они возражают, как понятно. (Пользуясь случаем, прошу единомышленников: не ведитесь на это! Дайте бедняжкам поиграть в другом месте! Они найдут раз уж так подсели на этот петтинг!) Ну и бедняжка убегает побитой собакой, поскуливая, что его опять побили фанатики из секты Навала. И получает кучу сочувствия, уже из позиции Жертвы. Можно переходить на новый круг: профит в виде любимого петтинга получен.
Что из этого следует? Да много чего. Если в вашем окружении есть люди, которым нравятся эти игры, то пусть их там не будет. О происхождении этих игр полезно почитать у тех же психологов. Чаще всего, всё, как всегда, идет из детства, от детской травмы. А отношения с травматиком - любые - могут быть только травматическими. Оно вам надо?
Если вы сами на это подсели - бегом к психологу! Вам, как и любому зависимому, может казаться, что это мелочь, но если эта привычка распространится из интернета на дорогие вам сферы жизни и отношения, то у вас не будет ни этих сфер жизни, ни этих отношений. Всё сожрет зависимость от постоянного (само)поглаживания, петтинга.
А моим единомышленникам - еще раз - не ведитесь! В конце концов, поощрять диструктивное поведение своих ближних, вызывающее у них зависимость, не только вредно, но и аморально.
Previous post Next post
Up