(По материалам урока р.Авиѓуда Шварца)
Ну, то, что пост Гедальи должен был быть в Рош ѓа-шана, мы знаем, его просто перенесли. Но кроме этого - пост в сам праздник? Как же так?
В Торе сказано: "в первый день - день трубления", а "в десятый день - изнуряйте души ваши". В Хулин, 83 говорится, что в канун Рош ѓа-шана продавец скота обязан сообщить покупателю, продал ли он в один и тот же день скотину и её дочь (которых запрещено резать в один день) - значит, в Рош ѓа-шана режут скотину и едят. И р.Йеѓонатан из Люнеля комментирует: "Потому что кто в этот день радуется, будет радоваться весь год".
В 8 главе Нехемьи Эзра в первый день тишрея читает народу Тору, народ раскаивается и громко плачет, но левиты одобряют народ: "ешьте жирное и пейте сладкое", раскаяние - раскаянием, но возвращение к Торе - это праздник!
Наконец:
Иерусалимский Талмуд, Рош ѓа-Шана 57б
Обычно люди перед судом одеваются в чёрное, покрываются чёрным и отращивают бороды, не зная, как дело повернётся. Но евреи перед Новолетием одеваются в белое, покрываются белым, подстригают бороды (מגלחין זקנן), едят, пьют и радуются, зная, что Всевышний совершит для них чудеса.
Поэтому Рамбам постановляет: "Во все праздники запрещено оплакивать и поститься, и нужно радоваться и радовать домочадцев" (Законы йом-това, 6:17).
Но вот Шулхан арух: "Едят, пьют и радуются, и не постятся ни в Рош ѓа-шана, ни в субботу Шува". Значит, были те, для кого это было актуально? И ША добавляет: А есть места, где принято считать, что тот, кто всегда постился в Рош ѓа-шана, а в этом году не постился - не доживёт до конца года".
Откуда ноги растут у этого обычая?
Из гаонов.
Ор Заруа, 2, Законы Рош ѓа-шана, 257: "Из респонсов гаонов: Вы писали, не нарушаете ли вы субботу и Рош ѓа-шана тем, что поститесь - дай-то Бог, чтобы все так постились! И учитель мой р.Ицхак бар Мордехай из Праги постился в Рош ѓа-шана... и р.Моше бен рабену Эфраим говорил поститься".
Респонсы "Йеѓуда Яале", Орах хаим, 263: "И многие учителя в последние поколения постились в Рош ѓа-шана из-за страха перед судом (см. Рош ѓа-шана 32: Книги живых и мёртвых открыты предо Мной, а Израиль будет петь песнь?") И тот, кто постится из раскаяния и праведности - это для него удовольствие (и не портит праздник)
В Тур, Орах хаим, 582 приводятся мнения гаонов о том, что в Рош ѓа-шана и Йом-кипур не говорят "праздники для радости и добрые дни для веселья".
И это неудивительно. Гаоны жили в мусульманской стране, где святой месяц (а особенно ночь определения судьбы на весь год) был месяцем поста. Влияние очевидно. Поэтому же сефардские общины читают слихот целый месяц.
А община ливийских евреев год за годом постилась в Рош ѓа-шана, пока несколько десятков лет назад не сделала коллективное расторжение обетов и не перестала. (По статье Э.Нетанэля в сборнике זכורות כרמון).
Однако в респонсах "Мин ѓа-шамаим" (ответы, полученные во сне) ясно сказано, что в Рош ѓа-шана поститься не надо, а надо принимать суд с радостью. О принятии суда с радостью см. также р.Цадок ѓа-коѓен из Люблина, При цадик, Рош ѓа-шана 22.
Мордехай к Рош ѓа-шана, 708 приводит Нахшона-гаона, четырьмя способами доказывающего, что поститься в этот день не надо. Однако Шулхан Арух, Орах хаим 597:1 говорит: "но пусть не едят вдоволь, чтобы не были легкомысленны и были Богобоязненны". Так, Маген Авраѓам там приводит БаХа, говорящего. что Маѓаршаль в этот день не ел рыбу, хотя очень её любил.
Есть и ѓалахические опровержения этого обычая. Так, Шаагат Арье, 102-102 пишет, что ведь разрешение делать работу для нужд праздника мы выводим из Песаха для всех праздников - для всех! А если бы в Рош ѓа-шана была заповедь поститься, для него было бы сделано исключение и не было бы разрешено приготовление еды в этот день!
ША Йоре деа, 399:6 пишет, что Рош ѓа-шана, как и Йом-кипур, прекращают траур - как и все другие праздники.
Р,Овадья в Ябиа омер, Орах хаим 10:43 пишет, что в Рош ѓа-шана, как и в другие праздники, не женятся, чтобы не смешивать радость с радостью.
А есть и промежуточные мнения. Так, Мишна брура 597:2 приводит от имени Атерет заѓав, что до полудня поститься можно, в отличие от других дней. Шулхан арух ѓа-рав (Орах хаим, 188) пишет, что если человек забыл в этот день праздничную вставку в благословение после еды - пусть не повторяет, потому что вдруг он и не должен был есть? См Мишна брура, постановляющая не так.
Но вне зависимости от поста Аризаль в Рош ѓа-шана много плакал (Шаар ѓа-каванот, стр. 90а). А вот Виленский гаон не только не плакал, но даже пел кадиш на особую мелодию! (По его примеру и мы так поступаем). (Маасе рав, 207). И комментарий Ор хадаш к этому месту говорит, что и то, и другое хорошо как выражение приближения к Богу. Аналогичную агаду приводит Турей заѓав к Орах хаим, 288:2: "Однажды увидели, как рабби Акива плачет в шабат, и он объяснил им: "Это я от радости". Так же он плакал, читая по субботам Песнь песней".