Leave a comment

nechaman September 11 2015, 07:15:32 UTC
Что значит "методологически"? Откуда вдруг какая-то методология взялась, и что она отражает?
Меня лично это совершенно не убеждает. Т.е. я понимаю, что мышление гуманитариев мне не постичь, но вы же, вроде бы когда-то не были гуманитарием?

Когда у меня был приятель, которого в школе учил биологии Тимофеев Ресовский. Тогда было популярно, чтобы ученые преподавали в некоторых школах (во второй школе, в которой я училась тоже такое было) Когда он объяснил в классе принципы генетики, и сказал, что у негров генетика другая, мой знакомый, горящий антирассистким возмущением взвился и стал протестовать. А Тимофеев Ресовский спросил его: "Вы что же, молодой человек, думаете, их красят, что ли?"

Ничего плохого в том, что у всех разный цвет, разная генетика и разные характеры. Даже хорошо. То же самое и с культурой и с этикой. Единственно, что плохо, и что было ясно людям уже во времена праотцов - это когда у людей нет трепета перед Богом. Ну, или нет веры в Него...
Методология тут может помочь?

Reply

nomen_nescio September 11 2015, 07:17:45 UTC
Правильно. Разный. А не "лучший".
Кстати, о генетике: по моему убеждению, религиозный еврей обязан верить в теорию эволюции, так как Тора велит ему доверять науке и фактам.

Reply

nechaman September 11 2015, 08:38:48 UTC
Зачем в теории верить? Работают - хорошо! Верить - ИМХО, это понятие личностное. Я верю вам, а вы мне (или не верите). У вас есть личный контакт с наукой? :)

А то что лучше - это лучше для меня, и вполне легитимно, что что-то лучше для меня. И есть еще много людей, которые вдруг обнаруживают, что это почему-то лучше для них. Впрочем, я тут не буду углубляться. Но, мне по-прежнему кажется, что методология - это не ответ. Или, во всяком случае, не полный.

Reply

sadovnica September 11 2015, 11:01:28 UTC
Прошу прощения за встревание без приглашения, но вопрос уж больно интересен.

" Откуда вдруг какая-то методология взялась, и что она отражает? "
Похоже, взялась не прямо из текста, как тезис о вере и трепете, а из традиции работы с текстом - из того, как текст передавался, и что по отношению к нему можно было делать, а что - нет.

Теперь про то, что плохо. Вариант ответа "Единственно, что плохо, и что было ясно людям уже во времена праотцов - это когда у людей нет трепета перед Богом. Ну, или нет веры в Него..." ведь тоже можно усомнить - а если человека именно его вера делает смертником, террористом?

А пример с генетикой хорош :)

Reply

nechaman September 11 2015, 12:01:11 UTC
Про трепет. Из контекста, в котором это упоминается в Торе, никак такой вывод сделать трудно, ИМХО. В обоих местах имеется в виду, что там, где нет трепета - могут и убить. А там где есть, готовы с опасностью для жизни уклоняться от убийства. Так что, вера, которая делает убийцей в ней что-то не то.
Про традицию работу с текстом - я и спрашиваю. Что вдруг такое произошло, откуда взялось и почему именно тут? Приходится признать, что что-то тут именно возникло по каким-то причинам. Отличное от других традиций, хотя в чем-то и пересекающееся. Я сама не имею исчерпывающего объяснения. Но все же тут сработало несколько факторов, ИМХО.

Reply

трепет sadovnica September 11 2015, 14:29:48 UTC
Если набрать не только трепет, но и "трепещет", этих мест будет больше :)

Но мы вроде не строго о трепете говорили? А о вере и поступках в согласии с ней?
Неужто Исх 32:26-28 это не про действия в согласии с волей Бога?

А про отличие методологии - я не знаю :(

Reply

Re: трепет nechaman September 11 2015, 15:00:05 UTC
Да нет, я имела в виду некую определенную вещь. Которая на нашем языке называется "мораль", а на языке Торы - трепет перед Богом.
Но я не предполагала тут объяснять все вопросы, которые возникают у нас к Писанию.

Reply

Re: трепет sadovnica September 11 2015, 15:02:11 UTC
Договорились - будем вести себя прилично в чужом журнале :)

Reply

yohaha September 12 2015, 00:37:51 UTC
Если мы про талмудическую традицию говорим (а про какую еще?), то там не только с текстом, там еще и с действительностью работа

Reply

вера, которая делает убийцей в ней что-то не то. zlata_gl September 15 2015, 18:44:02 UTC
А Письменную Тору уже совсем отменили ?
Там как раз - убивают ради ревности за Бога.
Не только жителей соседних городов, но и своих, на связь с гойкой, например.
А современные комментаторы называют убийцу - спасителем народа.

Осталась только "традиция работы с текстом", позволяющая вывести все, что хотят раввины. И разные раввины хотят разного и выводят противоположное.
Перед кем "трепещете" ?

Вы слышали понятие "карточный болван" ?
Когда за одного игрока его картами ходит другой. В некоторых играх такое бывает.
Современный иудаизм превратил Бога в болвана, который автоматически утверждает не только решения раввинов, но даже - описки переписчиков текстов.
Мудрецы взобрались на трон Бога.

Рамбам, "Сефер Мицвот":
6-я заповедь - повеление "прилепиться" к мудрецам Торы, и присоединиться к ним, и стремиться быть в местах их собраний, и объединяться с ними всеми возможными способами - и есть с ними, и пить с ними, и вести дела с ними, - чтобы следовать их поступкам и научиться из их речей верному пониманию вещей. И об этом Его речение... )

Reply


Leave a comment

Up