Навстречу Девятому ава

Jul 18, 2015 22:37

в продолжение http://nomen-nescio.livejournal.com/1290402.html
Как и чем мы заменяем отсутствующий Храм?
1. Внешнюю частью - посвящение Храму имущества, чтобы нам было хорошо - мы с успехом заменяем посвящением оного синагоге. Или беднякам.
2. Внутреннюю часть - двояко. Как место контакта Бога и мира - во Втором Храме это проявлялось только в том, что первосвященники, заходившие туда в Йом-кипур, обычно умирали. Р.Ишмаэль зашёл туда и увидел одного из высших ангелов, сидящего на троне, и... тот попросил: "Ишмаэль, сын мой! Благослови меня!" Это просьба о молитве, движение снизу вверх, а не сверху вниз. Пророчества не было или его не признавали ("дар пророчества отдан сумасшедшим" (Талмуд), см. описание пророка у Иосифа Флавия). Последнее храмовое чудо - это чудо с маслом в дни Хануки, и оно относится к второй комнате, не к Святая святых.
Как место, куда устремляются взоры и сердца молящихся - а вы не задумывались над тем, что молиться на Храмовой горе было крайне неудобно? "Двор Израиля" был всего пять метров шириной, во внешних дворах отмеривали муку и масло, проверяли баранов и дрова, варили жертвы... То ли дело в синагоге, тишь и благодать! Неудивительно, что синагога с успехом заменила Храм в диаспоре, да и в Палестине. И мы, разумеется, обращаемся лицом... на восток. Не интересуясь, где именно по компасу находится Храм. Это только в последние годы в Израиле стали строить синагоги по компасу, а раньше не брали в голову эту ерунду. "Мизрах" есть "мизрах".
3. Храмовый зал: хлебы предложения практически исчезли из еврейской философии и традиции; менора приобрела глубокий духовный смысл и о ней так много говорят в Хануку, что настоящее масло можно уже и не зажигать. Воскурение тоже как-то на обочине. (Кстати, в Храмовом зале пахло не только смесью курений, но и ладаном со стола хлебов, а кто об этом помнит и говорит?) Заметьте, что хлебам посвящено всего несколько мишнайот в трактате Менахот, воскурению - одна сугия в Кретот, а трактата Ханука и вовсе нет, о меноре есть пара слов в Шабат, в Менахот, в Йома и в Тамид.
4. Чему же посвящён огромный седер Кодашим и куча сугиот в других трактатах? Жертвеннику. Сжиганию в огне зарезанных баранов, козлов и быков, целиком или по частям, а также муки, масла и вина. Бесчисленным подробностям этого процесса. То есть именно тому, что в это же время - в первые века н.э. - надоело даже идолопоклонникам Средиземноморья, не говоря уже о гностиках, христианах, зороастрийцах, манихеях и прочих сектах. В 341 г. император Констанций II запретил все жертвоприношения в Римской империи. На Востоке, у Сасанидов-зороастрийцев, была обязательна триада "благие мысли, благие слова, благие деяния" (оттуда она попала в еврейскую философию), а жертвоприношений не было. Уничтожали своё имущество тем или иным способом ради высших сил только те, на кого все тогдашние "цивилизованные" люди смотрели как на варваров. Хорошо всё-таки, что Талмуд остался внутриеврейским делом, а то как бы на нас смотрели извне?
Вообще непрекращающийся интерес иудаизма к жертвоприношениям на фоне развития философии, этики и каббалы - одна из самых больших загадок еврейской истории. Рав Кук с попыткой спасти положение, сказавший, что в будущем Храме в огне будут сжигать только хлеб, а не туши скота - по-моему, это даже не половинчатая мера.
Один из вариантов ответа на вопрос таков: жертвоприношение - это Действие. Хлебы я внёс и они лежат себе, менору зажёг и она горит себе, кроме того, это делают только священники и только раз в неделю или соответственно раз в день. Молитва - всё равно ответ я получу лишь косвенный, да и зависит он от каваны. А жертва? Привёл, зарезал, разделал, бросил в пламя - Сделал Дело! Значит, могу ждать Результата.

еврейские праздники и памятные дни

Previous post Next post
Up