Apr 22, 2013 10:44
Различные элементы еврейской традиции удовлетворяют различные потребности людей. Например, Песах - праздник аскетизма, гордыни, подозрительности и "мускульного служения"; Пурим - понятно, в какой области наступает оттяг; Симхат-Тора - радость от осознания того, что хотя мы Тору и не учим, а всё равно она у нас есть, у каждого стоит небесная "галочка". А Лаг ба-Омер - праздник непонятных коллективных действий.
Даже те, кому дика идея зажигать свечку в честь праведника, кто не думает, что посредством этого зажигания его душа удостоится "исправления", кто знает, что никто, кроме тебя самого, тебя за волосы из болота не вытянет - собирают дрова и зажигают костры в честь рабби Шимона бар Йохая, будучи уверенными, что делают великое благое дело. Хоть нам сто раз рассказывай, что это друзский обычай, и что даже "дебки", танцующиеся на могиле - друзские, и это не скрывают, нам по барабану.
А почему? Потому что ВСЕ так делают. Та же идея, кстати, лежит в основе хабадских парадов в Лаг ба-омер. Если нас много и все мы делаем некое дело - значит, это дело наполнено глубоким смыслом, хоть его и не видно, потому что нас же много, а много народа не может ошибаться, потому что нас много.
Приводит это, например, к проведению парада Лаг ба-омера в закрытом школьном дворе, чему я был свидетелем. Из парада сознательно выхолащивается его суть и остаётся голая форма, но это и лучше, ведь если все делают одно и то же, значит, это правильно. И нечего думать. Махмуд, паджигай!
Лаг ба-омер,
еврейские праздники и памятные дни