Любопытная вариация на темы «Призрака оперы» и джалло, снятая на улицах Толедо и в мадридском парке El Capricho, там же, где Марио Бава в следующем году снял «Лизу и Дьявола». Последнее обстоятельство и привлекло внимание к фильму, но он оказался интереснее, чем я ожидала. В прошлом American International Pictures успела его изуродовать и маркировать цветом сцены сновидений - вдруг зрители не разберутся, где реальность, а где кошмары - но картину попытались восстановить еще при жизни Хесслера. Хотя на носителях вышла уже «режиссерская» версия, реинтеграция всех вырезанных эпизодов оказалась, видимо, невозможной, и ряд сцен с участием Лилли Палмер утрачены. Тем не менее, сочетание в одной постановке видений, флешбэков и даже флешфорвардов(!) уже незаурядно для «банального» хоррора. А если добавить чередование реальности и театральных эпизодов, получается и еще более амбициозный проект: регулярный соавтор Хесслера Кристофер Уикинг переписал оригинальный сценарий, превратив «Убийства на улице Морг» Слезара в гран-гиньоль, разыгрываемый актерами перед публикой, как фильм в фильме. В роли Парижа - Мадрид, Толедо и Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль.
Главную роль должен был предсказуемо играть Винсент Прайс, но в итоге она досталась Джейсону Робардсу. Звезда фильма быстро осознал, что ему больше по душе партия Херберта Лома, но уже было поздно что-то изменить. Лом же как будто транспортировался сюда со съемочной площадки хаммеровского «Призрака оперы». Адольфо Чели в роли инспектора Видока колоритен, как обычно. Галлюцинирующую наяву Кристину… пардон, Мадлен, сыграла экс-миссис (Тони) Кертис Кристин Кауффман. Экстравагантности картине также добавляет Майкл Данн в роли театрального карлика и любителя орхидей Трибуле.
Фиаско «Убийств на улице Морг» ознаменовало конец интенсивного романа API с наследием Э.А. По, случившегося в 60-х и начале 70-х. Если рассуждать формально, Хесслер сохранил формулу Аркоффа в неприкосновенности (Action, Revolution, Killing, Oratory, Fantasy, Fornication), но времена уже изменились, «артхаусные» фильмы ужасов перестали быть интересны публике. А жаль…
Teatro Rojas в Толедо.
Слева историческая фотография - процесс замены настоящего названия театра на "парижское" для съемок фильма. Справа скриншот из фильма, одна из улиц Толедо рядом с театром.
Слева фонтан лягушек рядом с дворцом герцогов Осуна в Мадриде. Появляется в "Лизе и Дьяволе", но Бава обычно показывает его более крупным планом и демонстрирует дельфинов в нижней части фонтана.
Справа заброшенный дом матери главной героини - дворец герцогов Осуна в парке El Capricho в Мадриде.
Императоры и сфинксы на площади Императоров в парке El Capricho.
Главная героиня, травмированная в детстве случившимся на ее глазах убийством матери и вышедшая замуж за ее поклонника, в своих грезах бродит в белом платье и slow motion по осеннему парку El Capricho (Бава и Де Пальма, конечно, сразу вспоминаются).
Дом пчеловода в парке El Capricho в роли мавзолея героини Алиды Валли. У Бавы здание выполняло аналогичную функцию.
Последние 3 кадра из "Лизы и Дьявола", чтобы напомнить, как это выглядело там.