Заключительный пост о локациях Lisa e il diavolo (1972) Марио Бавы

Oct 12, 2020 23:51

Я уже писала, что вопреки распространенной «толедской» концепции, «Лиза и Дьявол» является, во-первых, преимущественно мадридским фильмом, во-вторых, даже те 10-12 минут Толедо, что есть в картине, неоднократно чередуются с Фалерией. В этом посте я хочу показать, как именно Марио Бава использовал «географический» монтаж, усиливая дезориентацию героини и зрителей. Чередование двух городов имеет пульсирующий, асинхронный характер, с продолжительностью итальянских и испанских фрагментов от секунды дo нескольких минут. Фалерия олицетворяет погружение героини в другой, фантастический, мир, кошмар наяву, из которого она отчаянно пытается выбраться, но наваждение настигает ее и на улицах древней столицы вестготов.
В оформлении использованы скриншоты из Гугла, где, к сожалению, не всегда можно выбрать нужный ракурс, скриншоты из других фильмов и несколько моих фотографий.




Первые кадры фильма. Толедо. Главный собор Испании, кафедральный собор Святой Марии, построенный в XIII-XV веках.




Гид уводит туристов в западном направлении от собора. В кадре главный фасад и три портала - главный портал, Ворота прощения, и два боковых - Ворота Страшного суда (справа) и Ворота Ада.




Фреска, о которой рассказывает гид, является бутафорским изображением, размещенным на фасаде обычного жилого дома на пласа Консисторио.




Лиза отправляется на самостоятельную прогулку и предупреждает об этом подругу. Пласа Консисторио, арка на заднем плане (на фото из Гугла она в центре) принадлежит переулку, в котором героиня окажется после монтажного перехода.




На карте этот переулок обозначается как Calle Consistorio, на входной арке написано Pasadizo del Ayuntamiento, но коренным жителям Толедо он известен как Pasadizo de Balaguer. Это торговый пассаж, соединяющий пласа Консисторио и кайе Сьюдад, названный в честь антиквара, который содержал магазин, запечатленный в фильме Бавы. Считается, что именно Балагер украшал переулок различными предметами и растениями. Мне приходится использовать исторические фотографии, так как теперь это место неузнаваемо.




Лиза внутри той части магазина, где она видит героя Саваласа. На фотографии со съемок Эльке Зоммер стоит с другой стороны двери, которую можно видеть на скриншоте слева.





Лиза выходит из антикварного магазина. Галочкой отмечено место, где находилась эта дверь, и окно, которое ей соответствует в настоящем времени. Справа - актуальный скриншот из Гугла. Камера у Бавы смотрит в другую сторону, чем на фотографиях.





Лиза выходит из переулка на кайе Сьюдад. Историческая фотография доказывает, что раньше дверь была именно такой, справа скриншот из Гугла.





После монтажного перехода Лиза оказывается на расстоянии 20 метров за углом на камино Эль-Сальвадор. Слева видна апсида церкви Санта-Урсула, купол справа принадлежит церкви Сан-Маркос. На 3D карте из Гугла крестиком я отметила место, где стоит героиня. Красный цвет здания справа вверху - скорее всего какой-то спецэффект, использованный Бавой. Сначала я гадала, зачем он это сделал, а теперь, думаю, поняла: это веха, разграничивающая мир реальности и царство грез. До этого момента перемещения героини логичны, после этой точки начинается чередование Толедо и Фалерии, а испанские фрагменты носят хаотичный характер.





Первое появление Фалерии. Аркада на виа дель Кастелло, в центре скриншот из Operazione Paura (1966), где герои стоят почти в том же месте.





Фалерия. Слева скриншот, на котором видно место, где виа дель Кастелло переходит в пьяцца делла Колледжата. Лиза ищет главную площадь и оказывается на ней, но в другом городе и другой стране. Скриншот в центре - пьяцца делла Колледжата, неоднократно появлявшаяся в итальянском кино. Эта площадь фигурирует в таких фильмах, как «Я ее хорошо знал» (Io la conoscevo bene, 1965) Антонио Пьетранджели, «Жизнь Леонардо да Винчи» (La vita di Leonardo da Vinci, 1971) Ренато Кастеллани, «Звездная пыль» (Polvere di stelle,1973) Альберто Сорди, «Погребенная заживо» (Sepolta viva, 1973) Альдо Ладо, «Декарт» (Cartesius, 1974) Роберто Росселлини, «Ностальгия» (1983) Андрея Тарковского, «Покойники» (Mortacci, 1989) Серджо Читти.




Толедо. Секундная врезка из пары кадров. В Гугле это место не оцифровано, с трудом нашла посредственную фотографию в похожем ракурсе. Это бахада Алькантара и лестница, которая ведет из центра города к мосту Алькантара.




Лиза снова оказывается в Фалерии на пьяцца делла Колледжата. Слева церковь Колледжата ди Сан-Джулиано, справа замок семьи Ангиллара. Ламберто Бава рассказывал, что отец любил это место и во время ночных съемок в Фалерии они устраивали трапезу на ступенях церкви.




И снова переключение на Толедо. Лиза идет по кайе Колехио Донсейас.




Фалерия. Яркие итальянские краски и арочные проемы после аскетичного Толедо с характерной кладкой и типичными дверями. Лиза идет по виа Борго Умберто I, старушка выглядывает из окна дома 35.





Фалерия. Виа Фонтана. Это место не оцифровано в Гугле, для иллюстрации я использую скриншот из Operazione Paura (в центре) и видеоинтервью Ламберто Бавы (справа).




Очередная попытка возвращения в реальность - Толедо, Лиза идет по кайе Сьюдад в северно-западном направлении, на заднем плане видна колокольня собора.





Но снова оказывается в Фалерии, недалеко от пьяцца делла Колледжата. Эта зона также не оцифрована, в центре скриншот из Operazione Paura, справа - фотография.




Новое переключение - Толедо, и снова кайе Сьюдад, но теперь Лиза уходит в противоположном от нужного направлении! C этого момента Лиза остается в Толедо, но ее перемещения окончательно лишены логики.




Толедо. Лиза оказывается на северо-западе старого города и идет по куэста Санта-Леокадия.





Толедо, смещаемся на восток. Пласа Санто-Доминго-эль-Реаль, справа колонны одноименного монастыря. В центре скриншот из «Тристаны» (1970) Бунюэля, по этой же площади идут персонажи Катрин Денев и Франко Неро.




Камера смотрит в другую сторону, кайе Санто-Доминго-эль-Реаль. Моя фотография сделана в похожем ракурсе из-за совпадения локаций: возле этой двери Бунюэль снял сцену поцелуя героев «Тристаны» (площадь Санто-Доминго-эль-Реаль был одним из любимых толедских мест режиссера).




Толедо, к югу от предыдущего места. Лиза идет от монастыря Сан-Клементе в сторону церкви Сан-Роман.




Толедо. Лиза стоит рядом с церковью Сан-Роман, построенной в XIII веке в стиле «мудехар».





Леандро идет ей навстречу и проходит между колокольней церкви Сан-Роман (справа, красные точки на одних и тех же камнях) и находившимся здесь ранее водохранилищем. На заднем плане купол церкви Иезуитов, посвященной святому Ильдефонсу Толедскому.





Слева скриншот из «Трех мушкетеров» (1973) Ричарда Лестера, в центре историческая фотография, справа скриншот из Гугла. В кадре фасад церкви Святого Петра Мученика, колокольня церкви Сан-Роман (справа вверху) и водохранилище (справа). У Бавы камера находилась с другой стороны водохранилища. Водохранилище было снесено в 1979 году.





Толедо. Лиза проходит сквозь ворота Алькантара и окончательно попадает в мир кошмаров. Справа скриншот из конца фильма, когда героиня «возвращается в реальность». В центре - моя фотография 2018 года.




Толедо. Лиза встречается с Карлосом на вершине крепостной стены. Зубчатые башни на заднем плане слева принадлежат Сан-Сервандо, который был когда-то крепостью тамплиеров. Персонажи стоят слева от моста, я на том же уровне, но справа. Темная башня с зубцами справа на скриншоте из фильма - западная башня моста Алькантара.




Лиза идет к западной башне моста Алькантара. В следующем фрагменте она снова окажется на площади перед собором и сядет в такси, чтобы добраться до аэропорта.

Предыдущие посты:
о съемках фильма
о мадридских локациях
о мосте Алькантара
о пасадисо де Балагер
о Фалерии в итальянском кино

mario bava, 2018, filming locations, spain, toledo, film locations, travelling, italy

Previous post Next post
Up