Многие англоязычные исследователи, включая уважаемых Питера Богдановича и Саймона Кэллоу, ошибочно полагали, что сцена смерти Дездемоны снималась в Марокко, в том же резервуаре с отражениями, где состоялась драка Кассио и Родриго. Есть несколько объективных причин, почему это заблуждение возможно. Но, скорее всего, многих дезориентировало отверстие в своде резервуара крепости, Уэллс заставляет нас думать в конце фильма, что подобная апертура есть и в потолке спальни Дездемоны, и зритель решает, что это одно и то же место.
Отверстие в своде резервуара для воды португальской цитадели XVI века в Мазагане (Эль-Джидида).
Последние слова умирающего Отелло адресованы небесам и публике, он закрывает глаза, меркнет и окно во внешний мир.
Крыша и свод церкви Санта-Мария-делла-Салюте в Витербо, где снималась сцена смерти Дездемоны и Отелло. Отверстия в потолке нет, это был спецэффект: перед камерой ставилась открывающаяся и закрывающаяся заслонка, сквозь которую снизу снимали стоящих на платформе актеров. Об этом рассказывает Альберто Аниле в книге «Орсон Уэллс в Италии» со ссылкой на Обердана Трояни.
Аниле логично предполагает, что Орсон Уэллс позаимствовал эту идею у Андреа Мантеньи: художник использовал trompe l’œil, расписывая потолок Camera degli Sposi в герцогском дворце в Мантуе, когда зрители как будто заглядывают в спальню супругов.
Единственный однозначный римский момент, снятый на натуре, продолжительностью в одну секунду, к тому же скомбинированный с колоннами. Дездемона выходит на неизвестную площадь, и пространство так же загадочно исчезает, как появилось. Подобный дизайн мостовой встречается в разных регионах Италии, но в данном случае меня озадачивали темные детали, которых я не видела на других пьяццах. Оказалось, это дренажные решетки, и подобный рисунок нашелся на площади перед Дворцом конгрессов в E.U.R. К такому же выводу пришли и в документальном фильме Orson Welles' Italian Experience: Rosabella (1993). Эта версия правдоподобна, так как существуют фотографии Орсона Уэллса в E.U.R., сделанные в этот же период: он искал натуру для «Юлия Цезаря» (несостоявшийся проект осовремененной киноверсии пьесы).
Декорации
Из биографий Уэллса известно, что ряд сцен «Отелло» снимались на римской студии «Скалера», в частности, там были декорации замка. Старшая дочь Уэллса Кристофер, побывавшая на съемочной площадке в Риме, говорит в книге своих воспоминаний, что это был большой зал замка. В книге Фрэнка Брэйди "Гражданин Уэллс" написано, что смерть Эмилии снималась в студии. Ну и, наконец, Джозеф Макбрайд в своем видеоэссе снабдил некоторые кадры подписями, один из них слева.
На всех этих скриншотах одно и то же, доказанно студийное, помещение в Риме в разных ракурсах.
Памятник Орсону Уэллсу в Эс-Сувейре, основном городе съемок "Отелло", установленный в 1992 году. Ужасает и изображение, особенно, если учесть, что в период работы над фильмом ему было всего 34-36, и состояние барельефа, постоянно испачканного краской или поврежденного.