Некоторые законы судопроизводства по Рамбаму

Jun 03, 2019 12:01

Если казнить должны беременную женщину, то вместе с плодом её не казнят, но сначала бьют её палками по животу, пока плод не умрёт (Рамбам, Законы о Санѓедрине, 12:15 ( Read more... )

ѓалаха

Leave a comment

lkitross June 4 2019, 10:16:10 UTC
"Значит, надо разработать систему подзаконных актов таким образом, чтобы законы, о которых идёт речь, НИКОГДА не смогли бы быть применены. Но для этого надо не один винтик подкрутить, а создать систему, которая принята была бы. Это Рамбам и попытался сделать, и это ему, как показывает история, вполне удалось."
Талмуд делает нечто подобное тоже на своем уровне. Особенно характерна глава Бен сорер у морев тракате Санхедрин, где последовательными ограничениями казнь буйного и непокорного сына объявляется невозможной. Впрочем, и тут находится один участник дискуссии, который подтверждает, что был свидтетелем такой казни.
Это показывает, что довольно трудно собрать достоиверные исторические сведение, сколько и когда казнили. Историки вообще не знают, когда прекратились смертные казни ( из курса Гедалии Алона). Например, Талмуд сообщает, что р. Шимон бен Шетах казнил 80 колдуний в один день в нарушение закона, что можно только один раз в день. Историческое ли это сведение? Или нам хотят сказать, что закон может быть гибок в обе стороны? Не так легко сказать.
Далее. Талмуд уменьшает количество смертных казней требованиями на очень тщательный допрос свидетелей. Но одновременно вводит новую смертную казнь, не описанную в Торе (путем невыносимых условий заключения), именно для случаев, когда свидетели не соответствуют требованиям.
Видимо, более легко выполнялись телесные наказания - порка , ограниченная 39 ударами или, по Талмуду, предписаниями врача. Талмуд не утверждает что это был какой-то исключительный случай, то же и Рамбам. Публичная порка, конечно, немыслима сегодня. Телснэ наказание иногда применялись в диаспоре в качестве исключительной меры.
Надежная защита от всего этого - требование, чтобы судьи имели настоящее рукоположение "смиха", цепь которого давно прервалась. Поэтому восстановление смертной казни, побоев и даже некоторых штрафов в ближайшее время невозможно.
Тем не менее, и в диаспоре были способы воздействия, прежде всего, бойкот или отлучение ("как показывает история"). В том или ином виде бойкот существует и сейчас. И я могу себе представить, как слишком ретивый религиозный министр будет накладывать официальный бойкот на предприятия или лиц, которые, по его мнению, заслужили наказания за заповеди.
Далее, традиционное еврейское право ограничивает права женщин и неевреев ( по алахе) участвовать в управлении или даже в голосовании. Когда этот вопрос встал здесь еще до образования Израиля, рав Кук первоначально выступил против женского голосования, а в письмах и против женского образования. А в краеведческом музее Цфата я сам видел листовки, что "Святая Тора запрещает женщинам участвовать в голосовании". Данный вопрос, почему алаха, что женщина и не еврей все-таки может участвовать в голосовании сегодня в Израиле, разрабатывал потом рав Херцог Алеви. НО я могу легко представить себе какого-нибудь ретивого члена Кнессета, которые предложит вернуться к временам Давида и ограничить участие женщин в общественной жизни, армии и т.п. На моих глазах проходила борьба, может ли женщина быть членом религиозного совета синагоги или города.
Короче, огульное требование вернуться к временам Давида содержит свои опасности, хоть может и не такие, как представляется массам. Более того, сама идея что мы сейчас совершим большой скачок назад к временам царей, порочна со всех точек зрения, в том числе алахической. А постановления Таллмуда, Рамбама, Шулхан Арух, рав Хецог - выкинуть что ли?!
Поэтому данное заявление, если оно имело место в таком виде, представляется мне в корне неправильным. И во многих отношениях вредным.
Заодно: я был немного знаком с автором фундаментального труда "Еврейское право" Менахемом Элоном, благослобенной памяти, а моя жена перевела часть. Инициативы разумных людей в пользу еврейского права были совсем не такие.

Reply

xaxam June 4 2019, 14:26:03 UTC
Я уже выше/ниже написал, что сильнее всего меня огорчает готовность людей выносить суждение в областях, в которых они явно не владеют матчастью, на основании вырванных из контекста цитат и фраз, брошенных на бегу.

У классиков/предшественников/гаонов были причины рассуждать так, как они считали. Если б знакомые мне женщины были хоть сколько-нибудь репрезентативно представлены Глатой-Зл., то идея, что женщина не имеет права голоса при обсуждении серьёзных вопросов, мне показалась бы заслуживающей более внимательного изучения. К счастью, всё не так ужасно.

Reply

zlata_gl June 5 2019, 06:09:26 UTC
Я понимаю, что люди, не согласные с Вашим единственно верным мнением, не должны иметь права голоса.
(И не все они - женского пола).
Иначе получится не Санхедрин, а обычный Кнессет.
А Кнессет чем-то не устраивает нашгих любителей Галахи и Еврейского закона.
Чем конкретно ?

Reply

zlata_gl June 5 2019, 06:13:18 UTC
представлены Глатой-Зл
Вы фантастически остроумный МПХам.
Гордитесь собой !

на основании вырванных из контекста цитат и фраз
Я читала "Сефер Мицвот" полностью.
Идеи о наказаниях вплоть до смертной казни за нарушение именно РЕЛИГИОЗНЫХ запретов - НЕ вырваны из контекста, а входят туда весьма активно.

Reply

lkitross June 5 2019, 07:02:12 UTC
"фраз, брошенных на бегу" IMHO политик не должен бросать взрывоопасные фразы на бегу
И в его фейсбуке объяснение тоже не вполне удоволетворительное, уже не на бегу. Или он всегда бежит, даже когда пишет?

Reply


Leave a comment

Up