Лично мне уже вполне понятно, по какой дорожке он прискачет: по дорожке инфляции, а точнее, наверное, будет сказать «стагфляции». Со временем широким массам, которым прежде хватало не только на еду, но и, например, на отдых в Турции, станет хватать только на еду, причем качество той еды, на которую хватает, будет неумолимо падать вместе с содержанием в ней животного белка, например. Ну и так до того момента, когда предложенные добрым дедушкой Швабом жареные сверчки не начнут разлетаться на ура.
Лично для меня тот момент, когда уже не очень хорошо хватает на жратву, уже настал. И речь идёт не о какой-то изысканной жратве - дорогостоящих деликатесах, а о самой обычной жратве, которую здесь едят простые турки: рыбе дорадо («чупра») и говядине, например, а также, скажем, клубнике. Да, конечно, мне пришлось потратить побольше, чем тратят турки на аренду жилья - 650 баксов в месяц, не считая коммуналки, и за 2 месяца авансом, а также перелёт 4 человек в Турцию стоит примерно столько же, сколько месяц аренды жилья. Ну и что? Прежде за аренду здесь платили еще больше - в несезоне 2022-2023 тыщу баксов за жильё, по большому счету предназначенное для жизни в летнем сезоне - верхнеларсовские помогли барыгам поднять цену такой аренды более, чем вдвое. И перелёты не были радикально дешевле. Да, еще прошлыми весной и летом я ввязался в небольшую стройку, после которой остался небольшой должок по льготному периоду кредитки - это тоже привело в итоге к сокращению доступного для потреблядства кэша. Но всё же оставшихся 600-700 баксов на месяц должно было хватить на корм и на два скромных детских праздника, а их хватило с трудом, да и то пришлось одалживать по мелочам у родни, чтобы заткнуть бреши в бюджете! И это мы даже по кафешкам не ходили вообще - сейчас чек на четырёх человек, чтобы нормально поесть традиционной турецкой кухни составит 1000-1200 лир - до 30-35 долларов, и мы этого пока что не тянем!
А ведь прежде, в прошлые приезды, и зряплата у меня была меньше, и всё равно еда не была такой проблемой и при существенно меньшем оставшемся на неё бюджете. Проблем с баблом было не меньше, но они не приводили к проблемам с едой: да, я собирал халявные апельсинки и гранаты, и воду в роднике набирал, но это всё больше из спортивного интереса, из умозрительных соображений, как же выживать, когда деньги совсем закончились. При этом в кафешки мы таки ходили: не в те моменты, когда бабла оставалось мало, но 3-4 раза в месяц ходили неизменно.
Вывод из нашей частной ситуации вполне можно обобщить, если поинтересоваться мнением других родных и знакомых, проживающих по разным заграницам: жратва сильно подорожала везде, еще в Канаде, например. А еще к нам вести приходят из Юго-Восточной Азии: многочисленные толпы высокодуховных праноедов из русскоязычного эгрегора перекочевали из обычных для них Пхукета и Бали дальше, во Въетнам, например: в Таиланде, Индонезии и других прежде обычных понтовых местах прана подорожала настолько, что скромных доходов высокодуховных личностей там хватать перестало, а во Въет-наме жареная селёдка вместо праны «всегда будет стоить одинаково». Ну то есть пока еще не подорожала.
А ведь предсказывал же Крипторэбе году этак в 2020-м, что жратва будет дорожать - таковы вскрытые им планы Планировщика, то есть рептанов. Ну, в общем как-то так оно и происходит...
Кстати, понятно это не только из синтеза субъективных мнений различных знакомых, но и из объективно наблюдаемой картинки с турецких продуктовых рынков. В нашем курортном посёлочке рынок прежде был весьма многолюдным, и почти не уступал рынку в Кемере, а теперь здесь полное запустение, а ценами можно пугать, ну конечно, не детей ночью - дети пока что плохо понимают цифры, но их родителей точно - « а на что теперь чад кормить». Теперь там половина торговых мест пустые - ну ясно, не сезон, и все релоканты уехали куда-то. Но и на рынке в соседней деревне, Арсланбуджаке, картинка не очень радостная: торговые места там, правда, в основном все заняты, но и ассортимент товара, и цены оставляют желать. А ведь там почти одни только местные покупают: доля понаехов из Русского Мира(тм) среди тамошних покупателей ничтожна.
Всякая зеленёвка вроде огурцов с помидорами показалось нам запредельно дешевой: за огурцы платили 8-15 лир, помидоры были, может быть, от 10 до 25 в разное время. Сейчас огурцы - 50, за 40 только очень крупные, беспонтовые, а помидоры еще дороже. Ну клубники может быть неурожай - отсюда 150-250 лир за килограмм вместо прежних 40-60 осенью (весной бывало и дешевле!) . Но ассортимент и визуально определяемое количество продаваемого товара очевидным образом хуже чем то. что было два года назад. Тогда черные маслины, помнится, за 40 покупали, а оливки гриль без косточек - 70-80. А теперь самые дешевые маслины - 120-160, а гриль без косточек - 250. Два года назад мы оставляли на рынке 1000-1500 лир, и еле доносили до дома тяжелые рюкзаки с овощефруктами, рыбой на 2-3 зажарки и всякими оливками и сладостями, а теперь мы тратим примерно столько же или даже чуть меньше, и приносим скромненький рюкзачок, в основном, с зеленью и овощами , и обычно без рыбы и оливок - рыбу на рынке только раз покупали. Ну зелени на неделю хватает, да. А так не только морковка-картошка-лук, но уже и мандаринки, а также яблоки с грушами в супермаркете дешевле, хотя и не сильно!
И по нашим оценкам, местные турки не стали при этом радикально хуже питаться: цены выросли, но выросли и их зарплаты, отсчитываемые от минималки. Да, возможно, доля расходов на еду из зарплаты и у них выросла, но она и раньше была высокой у местного населения.
А как там говорят: «уровень жизни определяется тем, какой процент доходов ты тратишь на еду». Где-то слышал так же критерий «среднего класса»: это те, у кого на еду уходит не более 20% (кто-то скажет не более 10%, другой, может быть - 25%), а остальное - на развлечения, путешествия, ну и, иногда в разы больше, чем на еду - на жильё: съёмное, строительство собственного или приобретение по ипотеке. Ну так именно удорожанием корма до такого уровня, что сумма, необходимая на него, составит уже не 20%, а 50% и более нас и вышвырнут из той категории, которую можно назвать «средним классом».
Считается, что рептаны стали очень недовольны тем, что всякие нищеброды шастают по миру - позволять себе путешествовать должны только очень обеспеченные люди. То же самое мне говорила еврейская несостоявшаяся тёща, на доченьке которой, москвичке, между прочим, я в итоге так и не женился. Такая у них жыдопротестантская этика: крутись, как белка, добивайся успеха, зарабатывай бабло, и тогда сможешь на две недельки в год поехать погреть жопу на берегу тёплого моря, и еще на недельку - в Гейропку причащаться к культуре. Но когда корм дешёвый, на какой мне хуй корячиться на батрачке, когда я могу, например, сдать московскую квартерку, коль скоро она у меня есть, и умотать в тёплые страны, где питаться практически нахаляву, ну а жить, как придётся - здесь ведь большую часть года и в палаточке можно, а если доход чуть побольше, то и аренда нормального жилья была копеечной. Собственно мы к дешевому жилью сюда приехать уже опоздали, но вот халявную жратву еще немного застали.
А помнится еще рупор россиянского МИДка и по совместительству рептанов, Маша «Калинка» Захарова возмущалась нищебродами, шастающими по заграницам, которые даже «подушки безопасности» не имеют, чтобы вернуться на свои в случае форс-мажора (для Калинки этим форс-мажором стала ковидла). Так не устраивайте такие форс-мажоры, сцуки чешуйчатые! Конечно, как и в старые недобрые времена рептанов раздражают шастающие по миру нищеброды-бездельники: эту тему рептилойд Аттали в книжке «L'Homme nomade» раскрыл. Смертная казнь в Англии за бродяжничество - это просто одно из крайних проявлений этого раздражения. Неймущие пролы должны работать, а не шататься в праздности - такова была главная установка «Нового времени». И нынешние рептаны в чем-то продолжают эту линию своих предшественников, хотя казалось бы, для чего им сейчас заставлять все эти огромные массы работать? Ведь от работы этих масс всё равно нету, по большому счету, никакого толку - это наглядно Совок показал: вот ходили массы на заводы, стояли у станка, бухнув предварительно где-нибудь в сортире, а произведённые ими «ценности» потом в итоге были проданы на Запад в качестве металлолома - так проще было бы сразу сырьё продать, и на бессмысленную обработку энергию не тратить.
Но нет же, рептаны и сейчас бредят о «пятнадцатиминутных городах», и даже средство для этого придумали - пресловутые CBDC. Не для того ли, чтобы нищеброды не могли уехать со своим баблосиком на край света и тратить его там.
Мрачным выглядит в этой перспективе наше будущее: если доля корма в структуре расходов и дальше будет расти, то уже не полетать нам, яко перелётным птичкам осенью на юг, а весной на север: тут или ловить последние шансы, чтобы где-то здесь на юге закрепиться, и жить уже здесь, практически безвыездно - как многие местные турки, либо возвращаться в промозглый Мордор, и сидеть безвылазно уже там.