Jan 05, 2015 20:09
Мы давно с трудом ориентируемся в массе предложений на рынке деловой и образовательной литературы. Поток переводных иностранных изданий, книг отечественных авторов и разного рода «самиздата» наводняет интернет с такой скоростью, что процесс выбора из этой массы становится похож на квест. Осложняет выбор еще и агрессивное продвижение изданий и разные маркетинговые ходы, часто выдающие посредственные книги за «бестселлеры». Прочтение или прослушивание в аудиоформате каждой книги занимает время, которое очень не хочется тратить впустую, особенно если речь идет о деловой или образовательной литературе. От таких книг сознательный читатель логично хочет извлечь максимум теоретической пользы, которая впоследствии поможет на практике, а не просто поделится чьим-то философским взглядом на деловую практику или наставлениями в виде общих фраз.
Как искать практичные деловые и образовательные книги? Следовать нижеприведенному правилу.
1. Не ориентироваться на названия издательств, какими бы модными или отраслевыми они ни были. Издательства точно также продвигают свои бренды, как МакДональдс или Сбербанк - это значит, что за популярным брендом точно также кроется категория продукции «для ассортимента», которая никогда не станет лидером продаж. Именно благодаря привлечению интереса к бренду издательства продают то, что никто бы никогда не купил у неизвестного издательства.
2. Не гнаться за известностью или регалиями авторов. Для любого сознательного читателя не секрет, что автор, написавший однажды великолепную по содержанию книгу, на которой стал известным, в дальнейшем пишет для заработка на полученной известности, не сильно заботясь о содержании. Поэтому в книгах известных авторов так мало ценной практичной информации и так много жизненной общефилософской «воды» и псевдо психологического словоблудия. Стоит привыкнуть к мысли, что чем известнее автор, тем меньше полезной информации в его книгах - просто потому что, помимо издания книг, эти же авторы часто проводят дорогие мастер-классы, и им выгодно оставлять «самое полезное и практичное» для них, нежели раскрывать все секреты в одной книге.
3. Не доверять информации об авторе в книге, а стараться получить ее из разных источников. Описание автора для книги - такой же рекламный трюк, как и пресс-релизы, продвигающие издания. Деловая и образовательная литература кишат книгами теоретиков, а порой и просто шарлатанов со связями, умудряющихся издаваться в крупных издательствах. Первые распространяют собственные умозаключения относительно чужого опыта, к которому они чаще не имеют отношения, вторые культивируют мифы и небылицы, надеясь, что их никто не опровергнет, так как они опубликованы крупным издательством. Первые обычно занимаются научной или псевдо научной деятельностью в каком-нибудь центре исследований чего-нибудь при каком-нибудь ВУЗе, вторые гордо называются себя консультантами, бизнес-тренерами, коучами и прочими типами преподавателей. Если информация об авторе в разных источниках невнятная, однотипная или не находит подтверждения описанию в книге, скорее всего, ее автор принадлежит к одной из двух вышеописанных категорий. Однако стоит помнить, что и на старуху бывает проруха, и среди тысячи книг подобных авторов иногда можно найти пару на удивление практичных книг - для этого нужно лишь научиться искать их.
4. Не ждать от деловой литературы готовых решений или рецептов для достижения собственных целей. Этот вид литературы дает варианты чужого опыта в ситуациях, в которых побывали авторы или те, о ком они пишут. Каждая ситуация уникальна своими условиями, и даже если вы читаете книгу о компании из вашей отрасли, с таким же количеством сотрудников и вашей целевой аудиторией клиентов - не факт, что вы сможете добиться описываемого в книге успеха, следуя рекомендациям автора. Потому, что опыт реализовывался в другой промежуток времени, в других рыночных условиях, с другими людьми, по другому законодательству. А также потому, что, скорее всего, о деталях, которые являлись ключевыми для достижения успеха, автор забыл упомянуть или намеренно умолчал, что особенно свойственно книгам из категории «историй успеха».
5. Полюбить «самиздат» и особенно отечественных авторов, пишущих книги по определенному профилю. Крупные издательства всегда ориентируются на массовый сегмент читателей, которые не воспринимают профессиональную литературу, особенно если она специфическая и изобилует отраслевыми терминами. Поэтому многие профессионалы из разных отраслей, взявшиеся за перо с целью поделиться практическими знаниями в книге, компенсируют отсутствие интереса к их книгам у больших издательств либо публикациями в маленьких, либо «самиздатом» небольшим печатным тиражом или цифровым форматом. В нише «самиздата» чаще всего можно обнаружить неожиданно полезные с практической стороны книги, написанные нашими бизнесменами, инвесторами, менеджерами и другими специалистами, получившими опыт на нашем рынке, работая с нашими соотечественниками, в условиях нашего менталитета. Ну и бесспорный плюс «самиздата» - вам никто не предъявит претензии за то, что вы не заплатили за экземпляр книги.
6. Не выбирать издания деловой и образовательной литературы по принципу «для общего развития» - это гарантия пустой траты времени и замусоривания сознания бесполезной информацией. Для подобной цели можно читать гуманитарную литературу - по истории, философии или психологии. Деловая и образовательная литература должна выбираться для получения определенных знаний и решения конкретных задач. Если нужно понять, как работать с бухгалтерией, то это должна быть книга о бухгалтерии, а не об управлении финансами. Если нужно понять, как сделать рабочую рекламную стратегию, то это должна быть книга о рекламных стратегиях, а не об успешных рекламных кампаниях. Если нужно понять, как продавать технические услуги, то это должна быть книга о продаже технических услуг, а не повышении продаж всего на свете. Ставя конкретные задачи при поиске практичных книг, вам легче будет отсеивать то, что им не соответствует - а значит, не отнимет зря ваше время.
7. Не верить аннотациям в книгах. Аннотации - это краткое описание содержания книги, которое чаще всего пишется с целью заинтересовать потенциального читателя. Часто аннотации наоборот, пишут так, что из них невозможно понять, о чем книга и стоит ли ее читать. Некоторые используют для определения соответствия книги интересам перечень из названий разделов и глав, но они тоже часто не отражают содержание. Единственный способ понять - прочесть промо-отрывок, если он доступен на сайте издательства или интернет-магазина, либо пролистать книгу целиком, пробежавшись по абзацам на разных страницах. Это позволит понять и суть содержания, и стиль изложения, и соответствие книги поставленным целям в получении нужной информации.
8. Делать выбор книги на основе собственного решения, принятого с помощью вышеописанных действий, а не рекомендаций уже прочитавших. У каждого человека свое восприятие информации, индивидуальное - это значит, что книга, вызвавшая у кого-то восторг, у вас может не вызвать никакого интереса, и наоборот. К этому прибавьте все те же маркетинговые действия - заказные рецензии, отзывы, комментарии - все это субъективные и часто намеренно высказываемые мнения других людей, не способные предсказать ваше личное впечатление от прочтения.
9. Самая высокая оценка практичности содержания деловой и образовательной литературы - это возможность применения полученной информации на практике. Если вы нашли в книге какие-то рекомендации, описание каких-то действий или любой другой инструктаж по решению конкретных задач, которые стоят перед вами - пробуйте применять их на практике для проверки соответствия действительности «по горячим следам», пока книга не отправилась на полку. Это же помогает быстрее учиться отделять «дремучую книжную теорию» от рабочей практичности в деловой и образовательной литературе. Если применение дает нужный результат - значит, информация практична, если нет - значит, либо теория автора выдается за практику, либо вы где-то ошиблись в действиях, такое тоже не исключено.
10. Собирайте библиотеку из практичных книг - не выбрасывайте томики и не удаляйте цифровые файлы информации, которая оказалась полезной - возможно, она окажет вам услугу в будущем не один раз. Учитывайте, что некоторые книги воспринимаются по-новому, будучи перечитанными через определенный промежуток времени - иногда жизненный опыт вскрывает в них те моменты, которые вы раньше пропустили. А знание авторов и названий книг, которые проверены на практике с полученным результатом, всегда отличный повод для рекомендаций друзьям и дискуссий о книгах в интеллектуальной компании.
правила