Опасайтесь дружбы с Москвой.

Sep 30, 2010 03:59

Прочитал статейку в Гардиан, показалась интересной, решил перевести.
Перевод, конечно, не профессиональный, поэтому строго не судите. Для читающих - ссылка на оригинал.



Опасайтесь дружбы с Москвой.
Саймон Тисдолл, The Guardian

Уильям Хэйг может стремиться к "перезагрузке" отношений, но при Путине и Медведеве Россия остаётся страной грязных дел.

Драматическое свержение давнего мэра Москвы Юрия Лужкова положительно достойно пера Шекспира за яркость характеров - управляемое из-за кулис политическое убийство казалось бы неприкасаемого политического босса, контролирующего огромные капиталы "подобно какому-то монгольскому хану" (выражение одного иностранного наблюдателя). Для русских инцидент отозвался эхом советских путчей и чисток. Для посторонних это было своевременным напоминанием о том, что Россия не является нормальной страной.

Поскольку британский министр иностранных дел Уильям Хэйг готовится последовать за администрацией Обамы в попытке "перезагрузки" отношений с Россией, ему стоит прислушаться к последней мысли. При всех разговорах о модернизации, реформах и искоренении коррупции, феодальное владение так называемого "тандема власти" - премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева - остаётся очень чужим государством тёмных лесов, скрытых реалий и грязных поступков.

Если Медведев, Немезида Лужкова, посчитал себя в роли Макбета из Московии, он не справился с ролью. "Если это должно быть сделано... это должно быть сделано быстро", - говорит себе задумчивый цареубийца. Но Медведв колебался, будучи не в состоянии действовать, когда Лужков начал оспаривать его власть. Когда он наконец взмахнул топором, это произошло лишь потому, что Путин, как говорят, дал зелёный свет. В итоге он оказался не в состоянии установить своего человека в преемники мэра.

Даже если бы, считаемый коррупционером, чрезвычайно богатый Лужков ушёл спокойно, инцидент всё равно повлёк бы за собой неприятные последствия для относительно либерально мыслящего Медведева, с которым предпочитают вести переговоры многие западные правительства. "это первый подлинный кризис, с которым столкнулась система власти, созданная Путиным. Потому что раскол в правящей партии может разделить элиту страны на различные фракции." - прокомментировал Der Spigel.

"Свержение Лужкова представляет опасность для всей политической и экономической структуры в России." - сказал Алексей Байер в Moscow Times. "В течение последнего десятилетия Россия создавала массивную коррупцию, успешно превращая правительственных чиновников и связанных с ними предпринимателей в миллиардеров из А-листа Форбс. Политическая система была тесно переплетена и связана с этим официально санкционированным беззаконием. Если затронуть столь важное, колоссальное звено в коррупционной цепи, как город Москва, может обрушиться все здание государства", - считает он.

Жизнерадостное заявление Хэйга о предстоящем в следующем месяце визите, не содержало и намёка на беспокойство по поводу недостатков управления. Не было никаких намёков на нетерпимый авторитаризм нынешнего правительства России, на внутренние конфликты между олигархами государственного сектора и реформаторами свободного рынка, на подавление инакомыслия.

Можно сказать, что его заявление содержало лишь два акцента: сотрудничество Великобритании и России по международным вопросам и укрепление экономических и деловых связей - подход Кэмерона-Хэйга. Хэйг не упоминал о продолжающихся надругательствах над правами человека и гражданскими свободами, недостатке политического плюрализма, ограничении свободы СМИ и отсутствии в России независимой судебной власти.

"Перезагрузка" отношений в таких ограниченных условиях не будет работать, по крайней мере в долгосрочной перспективе, говорят критики. В своей публикации в Washington Post на прошлой неделе Дэвид Крэмер - бывший помощник секретаря Администрации Буша по делам демократии и прав человека - критиковал чиновников Обамы за то, что те не в состоянии осудить "ухудшающееся положение с правами человека в России" и, в частности, жестокое подавление уличных протестов оппозиции в течение лета.

Требования Вашингтона смягчились - связи с Россией принесли материальную выгоду, включая прекращение продаж российских ракет Ирану, сближение сотрудничества в отношении Афганистана и Израиле-Палестине, предложенное новое соглашение о сокращении стратегических вооружений. Теперь и Хэйг, в отличие от Гордона Брауна, выглядит готовым взамен на экономическую и инвестиционную выгоды не замечать общественную критику внутренней политики российского правительства .

Подход Хэйга потенциально означает опускание завесы на такие скандалы, как убийство полонием Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году и, например, смягчение ранее выраженного британского беспокойства убийствами более дюжины видных российских правозащитников и журналистов, специализировавшихся на расследованиях.

Не сюрприз, но Хэйг заимствует свою реплику в Вашингтоне. "Говорить правду о России, вероятно, не будут до тех пор, пока администрация Обамы считает свою политику "перезагрузки" одним из главных успехов на международной арене." - сказал Крэмер. "Хуже того, представители администрации во многих случаях отказываются связывать проблемы прав человека с отношениями США-Россия. Такое отношение сигнализирует российским чиновникам, что поведение подобное ударам по головам протестующих (одобренное недавно Путиным) не повлечёт за собой никаких последствий."

Хейг обещал четко и прямо поговорить с российской стороной о спорных вопросах, но, как напомнило дело Лужкова, прямота - не в стиле Москвы, замечает Тисдолл. Если Хейг не проявит осторожность, его и Великобританию одурачат.

Kramer and others argue that unless it is addressed full-on, a "growing values gap" will inevitably undermine US and British attempts at increased co-operation. (Не могу это по-русски сказать.). Хэйг обещал говорить "явно и ясно" о "серьёзных проблемах, относительно которых мы не сходимся во взглядах". Но, как напомнил инцидент с Лужковым, прямые договорённости - не путь Москвы. Вероятно, кремлёвские "сильные мира сего" уже знают намерения Хэйга. Они видели, он приезжает. И если он не будет очень осторожен, они смогут одурачить его и Великобританию.

власть, Медвед, заграница, СМИ, Лужков, путин

Previous post Next post
Up