О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Jun 10, 2010 01:30

Попробую разобрать и объяснить к пониманию большинства основные принципы этой филькиной грамоты.
Некоторые пункты закона вырезаны для уменьшения размеров поста, полный текст закона без труда можно найти в сети. Мои комментарии выделены курсивом.

Итак.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях

2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Предвыборные агитки решили отдельным законом урегулировать, чтобы проще было. Религиозные обряды тоже в отдельную кучку выделили. Хотя каждому нормальному человеку понятно, что и там и там имеет место свободное выражение  и формирование мнений.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

Здесь нарисуем небольшую картинку. Двадцать приятелей решили прогуляться по бульварам, а потом присели на лавочки и начали обсуждать, например, действия Израиля в отношении Палестины. Никто из приятелей не протестовал против принятия участия в этом обсуждении проходящих мимо граждан. Всё было тихо, мирно. Посидели, подискутировали,  немного пошумели (в рамках приличия), а по итогам решили написать совместное обращение к министру иностранных дел, в котором сочли нужным выдвинуть некоторые требования. Фактически, это было публичное мероприятие, подпадающее под определение, данное в этом законе.

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

Собрались друзья пива попить и за политику поговорить - собрание у них. А вы как думали!?

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

А если не преимущественно? Публичное выражение болельщиками "Спартака" своего мнения о голкипере "Динамо", произошедшее возле стадиона, где только что окончился матч, с точки зрения данного закона, тоже можно отнести к митингу. И проблема актуальная и массовое присутствие на лицо.

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

Футболки с лозунгами это что? Конечно, наглядная агитация! А если в одном месте собрались несколько человек в таких футболках? Ну, положим, они все члены какого-то политического течения и частенько ходят в подобных майках. Стоит ли считать их демонстрацией? Закон гласит, что они однозначно демонстрация, т.к. их больше одного (группа) и они публично выражают общественные настроения с использованием "иных средств наглядной агитации".

Очевидно, что именно под это определение пытались подвести задержанных за участие в пешей экскурсии синих ведёрок. В тот раз всё обошлось, обойдётся ли в следующий?

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

Интересный пункт. Сразу вспоминается то, как 25 марта 2010 года чиновники из Префектуры ЦАО решили перенести пикет Федерации автовладельцев России (ФАР) здания ГИБДД с требованием отставки главы столичной ГИБДД Казанцева. И перенести его они решили на Сухаревскую площадь. Лично я не могу себе представить пикет в паре километров от пикетируемого объекта, а, вот, чиновники, оказывается, могут.

7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

Оказывается, что о каждой попытке собраться больше одного и поговорить о политике необходимо уведомлять орган местного самоуправления. Просто, сегодня этим ещё мало кто озабочен, но всему своё время.

8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

Статья 5. Организатор публичного мероприятия

3. Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

Здесь закон говорит, что организатор ИМЕЕТ ПРАВО проводить публичные мероприятия в местах, которые указаны в уведомлении либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти. Т.е. прямо так и говорится, где указал, там и право имеет, если не согласовал иного места.

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

Какое счастье! Законодатель одарил нас правом агитировать в поддержку целей публичного мероприятия. Т.е. если целью митинга будет борьба с коррупцией, то мы имеем право агитировать публику о том, что коррупция это плохо. Какой важный пункт для этого чудесного закона!

4. Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона;

Опачки! А наши приятели, которых мы смоделировали чуть выше, даже не в курсе, что о своём намерении посидеть на бульварах надо было кого-то уведомлять!

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

А вот это тут вообще откуда взялось!? Хотя... Обязан информировать о своём принятии или непринятии. Т.е. он не обязан прям вот так сходу принимать предложения об изменении места и времени проведения своего публичного мероприятия. Вот, не обязан и всё тут.

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

Какая компетенция может быть у организатора публичного мероприятия, если ему, согласно закона, может быть 16 лет от роду!? Общественный порядок и безопасность граждан у нас в стране отдельное ведомство призвано обеспечивать. А граждане обязаны лишь соблюдать тот самый порядок и действующее законодательство.

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

Моделируем ещё одну ситуацию. Два приятеля отошли от митинга и пристали с непристойными требованиями к девушке или устроили мордобой. Противоправные действия на лицо. Факт того, что это участники митинга - тоже. По закону надо бы публичное мероприятие прекратить. А по суровой реальности, это могут быть обычные провокаторы целью которых является прекращение этого самого мероприятия.

5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Вот что значит не было согласовано? Мы уведомление отправили? Отправили. Написали там, что хотим митинговать на 3-ей улице строителей? Написали. Нам предложили 4-ю улицу Строителей. Но мы не хотим на 4-й, потому что там канализацию прорвало и теперь плохо пахнет. Согласно п. 4, ст.2 мы сообщили о своём непринятии изменения места проведения. Т.е. все формальности соблюли. Означает ли это, что мы согласовали место проведения или не означает? А если не означает, то с какого перепуга?

Ведь, если уведомление органа исполнительной власти о своём непринятии предложенного им места проведения публичного мероприятия не является тем самым фактом согласования места проведения, а фактом согласования является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО принятие предложения этого самого органа, то получается, что нарушается конституционное право собираться вместе там, где граждане считают нужным и необходимым. Получается что орган исполнительной власти субъекта РФ наделён правом решать где граждане могут собираться больше одного, а где не могут.

Вот, не хотим мы на 4-ю улицу, мы все на 3-й живём, а на 4-й пахнет дурно и идти далеко. Но получается, что либо на 4-ю, либо нигде. О какой реализации конституционных прав в таком случае идёт речь!?

Напомню, что ст. 2 данного закона гласит: п.1 "Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений", п. 3 "митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения", п. 5 "шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам"

О каком формировании мнений, публичном выражении или привлечении внимания будет идти речь, если орган исполнительной власти субъекта "предложит" перенести мероприятие в лесопарковую зону? Чьё мнение там возможно будет сформировать и чьё внимание привлечь? Белок?

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Перл! Выдающийся и бескомпромиссный! Оказывается, что члены политических партий и участники других общественных и религиозных объединений не являются гражданами! Вот это новость! Надо бы им всем срочно и в обязательном порядке поменять паспорта.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

Прав не много. Имеют и имеют. Ничего примечательного.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

Здесь можно было ограничиться вторым пунктом, но ручки законодателей чесались очень сильно и они решили написать немножко ахинеи.

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Один из самых интересных пунктов закона. Всю свою сучность сущность раскрывает в связке со статьёй 10. Запомните эти числа: не ранее 15 и не позднее 10 дней до начала мероприятия.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Чуточку вырежем, ибо вода.

Статья 8. Места проведения публичного мероприятия

1. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

О, как! Оказывается, что при отсутствии угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников мероприятия можно проводить это самое мероприятие практически везде, где для этого есть возможность, не ограниченная федеральными законами. Теперь понятно почему нельзя проводить оппозиционные митинги на Триумфальной площади. Там есть реальная угроза здоровью граждан со стороны сотрудников 2-го ОПМ ГУВД Москвы, а так же со стороны сотрудников ОМОНа. А я то думал!

2. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

Список не велик и оправдан. Триумфальной или Пушкинской площади в нём нет.

3. Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.

Вы же в курсе, что практически любую центральную площадь любого крупного города в России можно с лёгкостью отнести к памятнику истории и культуры.

4. Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Предварительная агитация

1. Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Самый-самый-самый мерзкий пункт! Лично я считаю, что этот пункт направлен исключительно на ограничение права граждан на получение и распространение информации. Подумайте сами, реально ли проинформировать большое количество людей о времени и месте проведения митинга или демонстрации, если, как мы прочитали выше, "от не ранее 15 и не позднее 10 дней". Да и то не факт, между прочим. Поскольку о злополучного органа исполнительной власти есть ещё три дня чтобы выдвинуть предложение (или всё же требование?) об изменении места и/или времени проведения публичного мероприятия.

И как в такой обстановке прикажете агитировать? Вы где-нибудь видели афиши - "Спектакль состоится в одном из театров города, в промежутке времени с 7 до 23 часов, между 23 и 28 июня."? Много ли из тех, кому интересен этот спектакль, смогут разобраться где и когда он состоится? А если сообщить о спектакле всего за три дня до его начала?

5. В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.

Т.е. если мы хотели проводить митинг на 3-й улице Строителей, а нам предложили провести его в лесопарковой зоне. Мы подумали и поняли, что формировать мнение у белок нет никакого смысла, то мы должны умудриться за три дня проинформировать граждан о своём решении. Каких, простите, граждан и в каком количестве? Тех самых полтора человека, которых мы успели оповестить за отведённое данным законом время? Интересно, насколько громко смеются законодатели, когда вводят в законы подобные пункты.

Статья 12. Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;

2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

И что же мы видим? Орган исполнительной власти субъекта ОБЯЗАН довести до сведения организатора своё обоснованное предложение об изменении места и(или) времени. Т.е. других вариантов поведения у этого органа нет. Получил уведомление - обязан вынести предложение об изменении места. В закон уже заложен алгоритм непринятия места, выбранного организатором публичного мероприятия. Почему заложен? Да потому, что нигде нет маленькой приписки "если таковое изменение необходимо с целью ....бла-бла-бла...". Нет этой приписки и чего-то подобного ей, тоже нет.

2. В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

Статья 13. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления

1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления имеет право:

1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;

2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Очень спорное, надо отметить, право. Фактически, законодатель наделяет уполномоченного представителя правом прекращения любого публичного мероприятия на основании его собственного мнения о такой необходимости. При этом нигде не прописана ответственность за неправомерное требование о прекращении мероприятия. А представьте себе, что такое требование поступит в самом начале мероприятия. Фактически, одним только этим пунктом можно совершенно безнаказанно прекращать любые неугодные власти публичные мероприятия.

2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:

Обязанностей не так много, как могло бы быть.

Статьи 14, 15, 16 и 17 я пропущу, поскольку ничего, принципиально отличного от сказанного выше, в них не содержится. Перейду к финальному аккорду данного закона.

Глава 3. Гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия

Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия

2. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия.

Очень важный и реально сильный пункт данного закона. Пожалуй, единственный пункт, не вызывающий никаких иных реакций, кроме одобрения. Однако, и он не имеет здесь никакого смысла, поскольку дублирует нормы установленные законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

"Если вам что-то не нравится, идите в суд!" Примерно так выразился законодатель в последней статье закона. Забавное предложение, особенно если учесть, что многие публичные мероприятия имеют актуальность "здесь и сейчас" и спустя даже самый короткий промежуток времени теряют свою актуальность. А граждане, между тем, могут быть лишены возможности публично выразить своё мнение и тем самым повлиять на ту или иную ситуацию.

Подводя итог, можно уверенно говорить о том, что 54-й ФЗ не только не гарантирует гражданам возможности реализации их конституционных прав, но и не содержит никаких норм, хоть сколько-нибудь направленных на регулирование публичных мероприятий. Зато содержит огромное количество "ловушек", дающих возможность вполне законно воспрепятствовать проведению ЛЮБОГО публичного мероприятия. А так же содержит откровенно антиконституционные нормы, по которым меры административного воздействия можно применить практически к любому скоплению граждан в количестве более двух человек.

Увы, но именно читая 54-й ФЗ становится ясно почему люди выходят каждое 31-е число на Триумфальную площадь.

митинг, закон

Previous post Next post
Up