Международный женский день.

Mar 08, 2013 01:33



Вернулся с открытия. Впечатления тяжёлые. Попробую рассказать по порядку, но начиная с конца.

Кураторы позиционируют выставку, как рассказ о феминизме в искусстве от начала века 20-го до наших дней. И здесь возникает самый главный и серьёзный вопрос: почему на выставке никак не представлены самые известные феминистки наших дней - группа Pussy Riot?

Этот вопрос я адресовал одному из кураторов выставки - Марине Лошак. Её ответ, признаюсь, поразил меня. "Pussy Riot это не про феминизм, это совсем про другое и к феминизму не имеет никакого отношения", - не моргнув глазом ответила она. На этом наш короткий разговор был закончен, поскольку продолжать его я был не в состоянии. Выходит, что группа, всем своим творчеством заявляющая право женщины на протест - художественный и политический; - группа, сместившая со своих пьедесталов русских акционистов-мужчин конца 20 века, и, кажется, вообще, единственный на сегодняшний день женский коллектив в российском акционизме; группа, заявляющая, что "феминистский хлыст полезен России", вот эта группа - не имеет никакого отношения к феминизму.

В каталоге выставки есть несколько работ моей подруги Вики Ломаско, посвящённых даже не столько самим Pussy Riot, сколько документации выступлений в их поддержку. Хорошие графические работы. Так вот, за день до открытия эти работы были сняты с экспозиции и увидеть их зрителю не удастся. Марина Лошак не смогла ответить мне кто и почему снял эти работы с экспозиции, рассказав неубедительную историю про то, что работ на выставку было взято много и многие не попали в экспозицию по "эстетическим соображениям".



Графика Виктории Ломаско, снятая с экспозиции.

Почему кураторы побоялись даже косвенно упоминать Pussy Riot? Думаю, ответ лежит где-то на поверхности. Замечу, лишь, что Марат Гельман, Таня Волкова и другие кураторы за прошедший год представляли на различных выставочных площадках не только работы о творчестве группы, но и видео-документацию её акций.

Теперь о том, что осталось. Начну с хорошего. На выставке представлен целый ряд сильных работ, которые, на мой взгляд, однозначно отвечают её сути. Это стрит-арт проект Микаэлы "Народоволки", феминистская хоругвь Умной Маши, "Я - чайка." Татьяны Антошиной, "Что делать?" Анны Броше, "Свобода на баррикадах" Кристины Лукас и некоторые другие.

Теперь о грустном. На четвёртом (последнем) этаже экспозиции представлены работы русских художниц 1930-х годов, но они имеют отношение, скорее, к порабощению женщины государством, нежели к её борьбе за свои права. Плакаты, призывающие женщин вступать в ряды ВКП(б) и отправляться на работу на швейные фабрики, эстетика гитлеровской Германии и сталинского СССР, проявляющаяся в фотографиях упругих физкультурниц, всё это вовсе не настраивает на размышления о феминизме. Женщина, твоё место там же, где было всегда - у ткацкого станка, на кухне, на самой тяжёлой работе. Вот о чём это искусство, а вовсе не о феминизме.

Да и в целом выставка не производит впечатления рассказа о борьбе женщин за равноправие, как в искусстве, так и в жизни. Тема феминизма частично раскрыта на первом этаже экспозиции, где представлены работы зарубежных представительниц арт-феминизма, таких, как Guerrilla Girls.

Посетив выставку, вы не узнаете ничего из того, о чём сказано в кураторском тексте. И уж тем более не получите ни малейшего представления о развитии феминистских идей в искусстве "от амазонок русского авангарда и зарождения западного феминизма до современных художниц". Но самое важное - вам никто не сообщит, что современное западное общество уже с 90-х годов прошлого века живёт в эпоху постфеминизма. Этот "маленький нюанс" полностью выпал из поля зрения кураторов вместе с яркими представителями этого направления - феминистской панк-группой Pussy Riot.

UPD
Что характерно, ни одна из "художниц-феминисток" не сняла свои работы с выставки в знак протеста против цензуры и солидарности с Pussy Riot.

выставка, цензура, искусство

Previous post Next post
Up