Коротко, если отбросить радикальную маниловщину от Кифы, тезис нормальных оппонентов вроде Ивана Владимирова ака Acer120 или Денальта, звучит как "давайте поддерживать православие", потому что (демографический аргумент) православие -это путь к спасению России от вымирания (смотрите примеры харедим, амишей и лестадианцев)." И да, поэтому православию нужны льготы и господдержка.
Мою скептическую позицию можно свести к 3 конттезисам.
0.Общее расхождение по базису.
У меня с уважаемыми оппонентами мировоззренческие расхождения по отношению к перспективам вообще. Я полагаю, что за длинный 20 век, русское общество необратимо изменилось: революция индустриальная и научно-техническая, революция социальная (ВОСР и далее), революция демографическая - второй демографический переход, делают в общем невозможным применение и механических перенос к современному российскому обществу успешных практик РИ в данной сфере.
1. В русском обществе за последние 10 лет преобладает противоположная тенденция: не к росту а к снижению количества этнических православных.
.
Во -первых русская религиозность в постсоветской РФ носит этноконфессиональный характер. Русский - значит православный. Религиозность как маркер -этнического -культурного самоопределения.
Во -вторых с 2015 года, этот этнорелигиозный консенсус 90х разрушается. С одной стороны, это дает рост осознанных православных среди молодежи, с другой общее падение доли православных (с 70-75% до 56%) и рост атеизма. Особенно опять же среди молодежи.
2. По отношению к религии русское общество на практике нерелигиозно.
Для успешности стратегии оппонентов необходимо наблюдать практический рост русской религиозности населения. Потому что для него на самом деле первый пункт можно пропустить, если идет рост по второму.
Те же израильские харедим не только дали рост с 1 до 14 % в общей численности, но и задали общую ролевую модель, которую в главном разделяют все основные группы израильского общества от харедим до светских евреев.
Цифры у нас устойчиво показывают обратное. Во -первых, не происходит устойчивого роста практикующих православных. Количество людей для которых православие действительно образ жизни как было около 1-2 % процентов так и осталось. Во-вторых не растет число захожан, а даже в последнее время снижается, судя по данным МВД РФ о посещении храмов на Пасху и Рождество. То, есть у нас не сложилось классической для Израиля прослойки "вязанных кип", промежуточных между харедим и светскими израильтянами.
3. То самое о структуре занятости ультраортодоксов, о чем мы говорили выше.
У нас наблюдается недостаток прежде всего в рабочих и инженерно-технических специальностях. В квалифицированных промышленных кадрах. Но как показывает опыт амишей, харедим и лестадианцев они как правило не заняты именно в промышленности, а незанятых либо занятых прекарно, по отраслям либо в с/х либо мелкое кустарное производство. А там где уже ощущается критическая нехватка кадров их нет.
В РФ тоже промышленный Уральский ФО, к слову, дает наибольшое количество атеистов и неверующих по стране.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий