Я постараюсь не повторяться и очень кратко высказать свои соображения о Музее синопий в Пизе. Для тех, кто совсем не в курсе термина - предлагаю сначала посетить
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
Еще несколько ссылок с подробностями о Пизе и синопиях найдёте в конце поста.
В 13-14 веке у художников-монументалистов не было рулонного ватмана, кальки и крафта, поэтому создание привычных ныне картонов было весьма затруднительным. Но что это было так сложно - лично я никогда не задумывалась. Если честно, я не смогла найти внятное описание технологии создания синопий и последующего превращения их в росписи, однако мой фотоаппарат почти независимо от меня сделал несколько снимков, которые, возможно, всё объяснят. Стенку, вероятно, специально оставили в таком виде... Надо признаться, я не была подготовлена к этому анализу заранее...
Фрагмент стены с фреской и нижними слоями дранки крупно:
Вся стенка:
Еще фрагмент:
А вот другая фреска - уже отчлененная от синопии и заново укрепленная на стене :
Всем известно, что Старое кладбище в Пизе - один из основных экскурсионных объектов на Поле Чудес. Также не секрет, что зажигательный снаряд союзных войск разорвался в Компосанто и нанес непоправимые разрушения монументальной живописи на стенах. Фрески превратились в груду осколков, и первоначальный вид их навсегда утерян.
Так это было в 1944:
Так выглядит сейчас:
Вследствие взрыва и последующего пожара обнажились и стали доступными так называемые синопии - наброски или предварительные рисунки этих композиций. Если на стенах везде была такая дранка из тростника, как видно на первых трех снимках, то становится понятно, почему удается отделить фрески и вытащить наброски. Если первый слой штукатурки под наброски можно было делать сразу на всю стену, то верхний слой, наверное, делался по кускам, так что части композиции было видно. Но все равно художникам приходилось всё заново перерисовывать, правильно я понимаю? Кто бы сейчас согласился так работать?
Вот еще несколько ссылок по теме:
СИНОПИИ ПИЗА, КОМПОСАНТО ПИЗА, СИНОПИИ