Выставка открылась, мне хочется о ней поведать, но авторы такие разные и не в моей власти сказать что-то внятное о каждом, поэтому начну с самого простого для меня - с Наташи Опариной. О ее творчестве писать легко, потому что это красиво, вернее, бесспорно красиво, это рукотворно, это мне давно и упорно нравится.
Все работы, выбранные для экспозиции, кроме одной, я видела или живьем, или на фотографиях раньше, некоторые уже снимала и поэтому давно сроднилась с ними. За строчками и бусинками в каждой из них прячется бездонный пласт вечных евангельских или ветхозаветных тем, а вечное - всегда сомнительно и двусмысленно, но автор каждый раз предлагает нам свое решение задачи, вернее, один из множества ответов - а Вы можете с ним не согласиться.
Практически везде присутствует фраза или текст. И хотя кажется, что он выполняет лишь роль орнамента вокруг средника композиции, именно в нем иногда содержится основная идея работы. Думаю, что не всякий человек в состоянии понять и прочесть эти замысловатые буквы, а, следовательно, и смысл увиденного частично ускользает от зрителя. Конечно, «литература» в «картинках» - не главное, но в данном случае всё же лучше понимать то, на что Вы смотрите. Сама Наташа обычно с удовольствием объясняет содержание своих работ, поэтому я осмелюсь воспользоваться как первоисточниками, так и ее толкованиями.
Первая на Вашем пути работа называется «Крым Храм двенадцати апостолов». Щемящий крымский пейзаж, одинокий путник и Слово - отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 10):
И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,
Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.
Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева;
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
и сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
Рядом «Кетонет пассим. «Разноцветные одежды» - это своеобразная иллюстрация библейской истории об Иосифе Прекрасном.
Кетонет пассим - дорогая разноцветная одежда, подаренная Иосифу отцом в знак любви и предпочтения» - цитата из каталога выставки Magic Stitch.
НЕ НАРУШИТЬ, НО ИСПОЛНИТЬ - написано в медальонах под рубахой Иосифа. Выполненная на черном бархате вышивка с аппликацией (даже чудно как-то тут говорить о технических подробностях) при первой «встрече» с ней произвела на меня ошеломляющее впечатление из-за отсутствия контура одежды. Как будто Иосиф прошёл сквозь портьеру, как Спас на чрепии, и оставил только отпечаток, след своей непростой жизни.
Работа знаковая, важная, новая (2012г.), первый раз приехала в Москву на Magic Stitch, но там не нашла понимания и своего зрителя, а здесь висит рядом с прекрасной индийской вышивкой, показывает связь всего со всем, но, мне кажется, история Иосифа и смысл работы опять теряется из-за этого соседства.
Дальше замечательные птички "...и было утро, и был вечер"
И опять библейское - из Экклезиаста - очень сложная и красивая работа, просто драгоценность какая-то. Но всё же потрудитесь понять слова...
Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить.
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать.
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий.
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать.
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить.
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Мне очень понравился «Первый снег». И хотя я уже видела ее в электронном варианте, в жизни «картинка» оказалась гораздо глубже, сложнее и интересней. Мне полюбилось в ней всё - композиция, декор, цвет. Всё, кроме этих стихов Тютчева. Фотография у меня не очень получилась, работа большая, света не хватило, с цветом полный прокол. Придется еще раз снимать.
Вот что написала Наташа Опарина про эту работу в каталоге выставки в Саратове: «Первый снег у меня ассоциируется с юношеским максимализмом. Первый снег, как правило, не ложится и тает, юношеский максимализм с годами проходит, но есть и исключения. Всадники - это юные, которые не знают страха и сомнений. Только одно желание - движение вперед к цели…»
Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей всё пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит - и слава богу!
Дальше совершенно замечательная - "Борьба Иакова с Ангелом". Мне кажется, принципиально новая для Наташи композиция, крупные формы, динамика - здорово.
Ну и последняя из представленных "Пока ты еще на пути с ним". Надеюсь, смысл ясен. А лабиринт - настоящий.