Открытое письмо одному моему молодому другу по поводу охраны памятников в Москве

Oct 06, 2011 10:23

Однажды в застольной беседе с моим молодым другом я имела неосторожность обмолвиться, что мне не очень жалко все эти архитектурные памятники 19 века, за которые бьётся Архнадзор в Москве.
Ах, Иван Сергеевич, конечно же я не имела в виду, что я приветствую уничтожение исторических зданий города. Моя фраза имела философско-историческое значение, а не архитектурно-бытовое. Но кто там живет в Москве? Там по улицам ходят одни чиновники, менеджеры, дилеры и дистрибьютеры. Они упоенно рассуждают о зарплате и карьере, пьют напитки и бросают вокруг себя пластиковую тару. Бедные молодые таджики тару собирают и метут за менеджерами улицы. Я вот ехала недавно в электричке. Менеджер сосал пиво, доставал из пакетика анчоусы, а хвостики бросал на пол. Причем не все, некоторые хвостики клал («ложил») назад в пакет. Я думала: «Почему не все - на пол?». И отвечал на звонки клиентов.
Я предлагаю огородить МКАД высоким глухим забором, чтобы провинция и замкадье менеджеров и чиновников не беспокоили, и они сами постепенно похоронят себя под одноразовыми пластиковыми пакетами. Все застроят и будут продавать квартиры друг другу. А исторические памятники вывезти и разместить в провинции. Покрашенный Кремль можно им оставить. И новодел на Кропоткинской - тоже, не сносить же его во второй раз. Как было бы здорово, кабы в Малом Устье по мановению волшебной палочки возникли храмы на месте тех, что были уничтожены во времена Вяземского котла - в Аксиньино, в Побитом, в Дмитровце… Можно перетащить те несчастные, что оказались среди новых гигантских зданий и превратились в игрушки-матрешки. А на освободившихся площадках выстроить новые офисные здания…

Вообще я уже так давно живу, что своим женским слабым умом заметила - человеческая цивилизация всегда движется куда-то вперед. К сожалению, этот «перед» иногда боком выходит или вообще задницей оказывается. В таком движении приходится что-то ломать - не храним же мы все свои старые носки и шапочки…
Время от времени в процессе разрушения появляется что-то блестяще-передовое и новое - возникает геометрия Лобачевского, теория относительности и русский авангард. А иногда эти отважные разрушители так утрируют свою задачу, что доводят ее до абсурда - пытаются свести живопись к законам оптики или предлагают каждые несколько лет разрушать города и сжигать содержимое музеев, чтобы уничтожить все это «мясо» и расчистить путь для нового свободного искусства. В результате бедные старушки вот уже сто лет спорят про «Черный квадрат»…
Предельная острота любой смелой идеи улетает ввысь, исследователи и новаторы, пассионарии, если угодно, уже реализуют новые идеи, а в истории остаются и быстренько организуются причмокивающие присоски со щупальцами, которые жадно чавкают и за бабло готовы сломать все, чтобы пожрать послаще. И это тоже объективная реальность.
Ах, Иван Сергеевич, присланный тобой
пост, и ролик, который ты велел мне посмотреть с 25 минуты, что я и выполнила беспрекословно, честный и полезный, а твоя детсадовская передача, конечно, правильная и справедливая. Но я имела в виду совсем иное. Я имела в виду, что все, созданное в антропосфере, движется только в одну сторону - сторону разрушения. И все эти избушки и усадьбы в конце концов все равно исчезнут в пыли истории.
Есть прекрасные современные люди, которые ломают копья и хотят эти домушки подольше сохранить, тратя на это свои силы и время. Ими движет ностальгия, знание истории и архитектуры, гражданская совесть. Кто-то борется за домики, кто-то - страдает за костюмы, народное искусство и всякие там глиняные игрушки. Да, все это здорово и важно. Но каждый хороший человек выбирает для себя хорошую достойную задачу. Один - сохраняет, другой - работает на будущее. На все времени не хватит и сил тоже.
Я полагаю, что главная задача искусства - не сохранять, а двигаться вперед. Давайте попробуем побегать в метро и маршрутках в сарафанах и кокошниках, все дружно сядем вышивать рушники с петухами и плести лапти. Все это уже ушло из нашей реальной жизни и осталось в музее, архиве, библиотеке, базе данных нашей истории. Мы все хотим сидеть на унитазе, смотреть в стеклопакет, ездить на автомобиле, пользоваться отоплением, кондиционером и супермаркетом. Мы не хотим доить корову, но кто-то должен наливать нам в пакет молоко. Мы даже не хотим мыть стеклянные бутылки и засыпаем Землю одноразовой посудой и пластиковой тарой.
Уж если доводить идею охраны до абсурда - можно охранять те деревья, из которых были сделаны перекрытия и мебель в усадьбах и дворцах. Они прожили лет по 200-300 и были старше, когда их спилили, чем эти домики теперь.
Старые столетние дачи у нас в Никольском и Салтыковке - как они были хороши еще 20 лет назад, а теперь все разрушаются, косятся, обрастают заборами и пристройками - уже малы, неудобны, уже изменился стандарт жизни. Они уходят одна за одной. Жалко, но это неизбежно. Я фотографирую кое-что - но кругом заборы, прилепки, кусты - нет уже красоты и очарованья.

Ах, Иван Сергеевич, как мне жалко сельскохозяйственные земли вблизи Балабанова, Обнинска, Боровка на территории племенного завода «Ворсино», где ускоренными темпами возводится огромный электрометаллургический завод и другие страшно важные предприятия:
http://invest.kaluga.ru/projects/objects/vorsino/description/
Общественность молчит, калужский губернатор хлопает в ладоши, приезжают делегации из других регионов, все довольны. Никакие защитники Химкинского леса не базарят. Конечно, не вкладывать же средства в существующие заводы в Электроуглях, Электростали и.т.п. Убили ландшафт, уничтожили поля, уничтожат и Боровск. Догадайтесь с трех раз, в какие речки все это потечет? Правильно думаете - в Лужу, Протву и Оку.
Да что далеко ходить - в Акатово лес вырубили, какие-то отстойники фекальные прямо в Кучинском парке строить хотят:
http://www.mosobltv.ru/?an=thread&thread=171068974
Да что в этой Москве уже сохранять? Поздно уже. Надо сохранять в тех городах, где осталось. На глазах горят купеческие домики в Боровске. Астрахань, старые районы, целые кварталы… Да мало ли где еще остались старые улицы…
Сухой остаток этой болтовни в том, что лично я не хочу положить жизнь на сохранение памятников, тем более - в уже давно убитой Москве, а хочу успеть хоть что-нибудь, пусть маленькое, но новое сделать. Ну хоть небольшой какой-нибудь серенький квадратик.

И еще успеть посохранять, попомогать, поберечь близких людей, родных и друзей, кому помощь нужна. Птичек покормить зимой. На все времени у меня не хватит, это факт. И архитектурные памятники Москвы мне меньше жалко, чем людей, природу и птичек. Вот так. Спасибо, если дочитал.

жизнь

Previous post Next post
Up