Из Парижа до Нью-Йорка сухим путём (в 1902 г.)

Feb 07, 2019 12:11

Газета "Сибирская жизнь" 1903 г. № 88, с. 3:

-- Описание своего интересного путешествия из Парижа в Нью-Йорк чрез Сибирь и Аляску г. Гарри де-Виндт поместил в лондонском журнале Wide Worla Magazine, в нем есть много оригинальных снимков видов тех местностей по которым пришлось следовать его экспедиции. 19 декабря н. с. 1901 г., оставил он Париж со своими двумя спутниками Виконтом де Clinchamp и Жоржем Гардинг, которые сопровождали его так же в его первом путешествии, предпринятом ими в 1896 г. из С.-Франциско в Париж чрез Аляску и Сибирь, но которое, вследствие недоразумений, возникших в Беринговом проливе между путешественниками и чукчами, кончилось не удачно, так как они вынуждены были вернуться оттуда обратно в С.-Франциско (инородцы отняли у путешественника провизию и одежду, обменяв её на свою и держали его пленником около двух месяцев - см. примечание в № 267 за 1902 г.) Теперь же с той же целью они предприняли путешествие уже в обратном направлении из Парижа чрез Москву и Иркутск к Берингову проливу и оттуда чрез Аляску в Нью-Йорк.
Путешествие г. Гарри де-Виндта до Москвы и Иркутска и далее до Якутска было совершено обыкновенным порядком, до Иркутска по железной дороге, а оттуда, так как это было зимой, на санях по льду р. Лены до Якутска. В Якутск они приехали 14 февраля н. ст. и чрез 9 дней выехали оттуда далее в Верхоянск и Среднеколымск, чтобы следовать затем в Нижнеколымск по льду р. Колымы и далее берегом океана до Берингова пролива. В Якутске им оказано было содействие нашим правительством по распоряжению которого им дан был для сопровождения их до Берингова пролива казак Расторгуев, хорошо знакомый с местными условиями езды и нравов. Самая трудная часть пути была между Среднеколымском и Нижнеколымском и далее по берегу океана до Чаунской губы, оттуда начинаются чукотские поселения. Достигнув восточного мыса Берингова пролива г. Гарри де-Виндт со своими спутниками прожил там у чукчей пять недель, пока не прибыло американское судно Thetci которое и доставило его на противоположный американский берег Берингова пролива к мысу принца Уэльского в одно из эскимосских поселений. 19 июня н. ст. 1902 г., шесть месяцев после того как он оставил Париж. Описание путешествия г. Гарри де-Виндта по Сибири мало представляет для нас интереса, хотя видно, что оно было совершено им с большими трудностями и даже лишениями. Интереснее для нас было узнать, что всего менее чем в сутках езды из эскимосского поселения у мыса Принца Уэльского на пароходе г. Гарри де-Виндт достиг уже нового американского города в Аляске - Нома, оттуда летом существует сообщение на пароходах до С.-Франциско. Прекрасные строения, церкви, банки, театры, газеты, электрическое освещение, вот что можно найти там теперь, вблизи нашей глухой Камчатки с её путешествиями на собаках! Все это произошло от того что близ Нома нашли золото! Из одного места, так наз. Анвильской речки, вблизи Нома, взято было в течении двух лет около 3.000.000 долларов. Несколько часов езды от города Нома находится порт св. Михаила, лежащий вблизи устья реки Юкон, по которой оттуда ходят до Dawson City прекрасные пароходы. Путешествие это совершается въ течении двух недель. Из Dewson City в Скагвой чрез Хилкотский перевал проведена теперь железная дорога; чудо света по выражению г. Гарри де-Виндта.
Что касается до исследований собственно пути для проведения ж. дороги (в те годы рассматривалась возможность проложить рельсовый путь из Америки в Европу через Сибирь), то их нет в описании г. Г. де-Виндта. Относительно Берингова пролива, 40 миль ширины в самом узком месте или вдвое шире чем Ламанш между Кале и Дувром, г. Г. де-Виндт замечает что туннель и без сомнения мог бы быть построен, но что бы он стоил? Затем и 3.000 миль тундры между Камчаткой - Якутском другое затруднение на этом пути для проведения железной дороги по его словам. Но относительно неудобств этого направления дороги чрез Среднеколымск мы уже имели случай сообщить раньше. --

Первоисточник - статья Harry de Windt в журнале "The Wide World Magazine" (vol. X, p. 170 + 218 + 360 + 510 + 530 + vol. XI, p. 88)

дорожное, Чукотка

Previous post Next post
Up