Даже удивительно, почему в советское время (после того, как Камчатку объявили режимной территорией) на ней не поставили штамп "ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ", впрочем это старое издание, наверняка, не выдавали гражданам, не имеющим учёной степени.
Часть третья. Отделение пятоенадесять, содержащее в себе известие о торгах Сибирских:
"Обыкновенно в Сентябре месяце из Охотска морем отправляются, от части для того, что в то время последние ездоки из Якутска приезжают, а от части что в оное время ветры к предприятию Камчатского пути способнее бывают. Напротив того с весны до половины лета по большой части стоят ветры с Камчатки, и возвращающимся в Охотск способствуют. Расстояния между Охотском и Камчатскою, а именно: до того места, где обыкновенно морские суда пристают, то есть до устья большой реки, считается 180 немецких миль. Ежели ветер весьма способный, то переезжают море в 4 и 5 дней, а обыкновенно употребляется на то по 10 и по 14 дней, кроме того, когда ветер и погода весьма противны, то и больше времени в пути проходит.
По большой реке в 32 верстах от устья есть первый Российский острог называемый Большерецкий, и до сего места по реке способно ехать можно, так же и летом ездят всегда водою. Ежели оттуда продолжать путь по реке Камчатке, при которой стоят прочие два Российских острога, то хотя и есть река с той стороны протекающая и впадающая в большую реку при Большерецком остроге, а именно Быстрая: но она не судовая , потому что весьма быстра и мелка, чего ради езда по большей части отлагается до зимы, а паче для того, что в Большерецкий острог приходят осенью поздно. А при возвращении весною с реки Камчатки по реке Быстрой, которая тогда от растаявшего снегу имеет довольную глубину, бывает иногда проезд способный." с. 529-530
Электронная копия +
в НЭБ (работает поиск по тексту)