Отрывок из статьи "Три феномена природы". Автор - Дьяконов П.Н. Опубликована в сборнике "Вопросы географии Камчатки", вып. 5, 1967 г.
"На Камчатке сравнительно слабая грозовая деятельность, а об этом виде молний печатных сообщений совсем нет. Однако, каждое такое сообщение представляет определённую ценность, так как единая теория их образования до сих пор не разработана. В описываемом случае интересен не только сам факт возникновения шаровой молнии, но и сопутствовавшие ему необычные обстоятельства.
К концу рабочего дня, 30-го марта 1956 года, на посёлок Ключи быстро надвинулась огромная туча от взрывного извержения Безымянной сопки. Не защитили от неё даже такие гиганты, как сопки Камень и Ключевская.
С приближением тучи сразу же начался всё усиливавшийся пеплопад. Интенсивность его была такова, что за время прохода тучи, в посёлке выпало 22 килограмма пепла на 1 кв. метр. И это на расстоянии свыше 70 километров от места взрыва!
Пеплопад крайне ограничивал видимость, а в воздухе сильно пахло горючей серой. Над головой слышались почти непрерывные раскаты грома, блеск же линейных молний, кстати, горизонтальных, проглядывался даже сквозь пепловую завесу. По наблюдениям начальника ГМС Котенева, минимальная высота разрядов опускалась до 100 метров. В результате сильной электризации воздуха, с оттяжек дымовой трубы деревообрабатывающего комбината сыпались искры. Не выключенная электросвязь сразу же была испорчена. В такой, не частой даже на Камчатке, обстановке и была замечена шаровая молния.
Пеплопад застал нас на территории скотного двора сельхозфермы. Идти куда-либо не было возможности, песчинки попадали в глаза, причиняя сильную боль. Пришлось срочно зайти в ближайшую конюшню и наблюдать за стихией из укрытия.
Поздние сумерки и пеплопад настолько ухудшили видимость, что едва проглядывались росшие в 12-15 метрах берёзы. Поэтому не удивило, когда был замечен движущийся «фонарь». Он то поднимался, то опускался в такт шагам. Но вскоре яркость света его возросла и «фонарь» оказался плывущим в воздухе шаром величиной с человеческую голову. Даже сквозь пепловую завесу он выглядел бледно-золотистым. Стало ясно, что нам удалось увидать довольно редкий феномен - шаровую молнию.
Она медленно плыла в воздухе, на высоте около метра, снижаясь и повышаясь. Приблизившись к одной из берёз шар несколько раз, тоже медленно, поднялся и опустился вдоль ствола, не задевая за ветки, а затем быстро поплыл к другой берёзе. Здесь он тоже поднялся, опустился и вернулся к первой. Вновь поднявшись на высоту около двух метров, шар прикоснулся к стволу дерева, слегка треснул и исчез. Всё это длилось около 12 минут.
Интересно, что сырая, растущая берёза диаметром около 40 сантиметров от прикосновения молнии незаметно превратилась в уголь и рассыпалась. На рассвете уголь был ещё горячим, хотя никакого огня заметить так и не удалось.
Для полноты обстановки стоит упомянуть, что во время пеплопада и после него стоял полный штиль. Пепловая туча двигалась лишь за счёт взрывной волны. Кстати, движение её, несмотря на грандиозные размеры, было довольно-таки быстрым.
Хотя на Камчатке пока не наблюдались шаровые молнии в обычных условиях, не исключена возможность, что вблизи очагов крупных извержений они не такая уж редкость. Ведь, если считается, что на 1000 обычных молний приходится 2-3 шаровых, то временами в тучах извержений обычные молнии почти беспрерывны и число их практически не поддаётся учёту, а электризация в воздухе бывает очень высокой."