Проблемы образования в мире в современный период - факт общепризнанный.
Данная проблематика - стандартный пункт политической повестки практически любой политической партии в США, Японии, Еврозоне и Великобритании, Россия здесь - обычная урбанизированная страна.
Я могу в качестве контрпримера назвать разве что КНР, но какой это контрпример! КНР только недавно вошла в ряды стран с преимущественно городским населением, в 2012 году доля горожан в населении составила 52,6%. Кроме того, образование, особенно школьное, в КНР кроме особенностей человеческого контингента имеет и отличия в процессе обучения.
Пару слов об этих отличиях, прежде чем перейдем к особенностям человеческого контингента. Т.к. КНР претендует на звание социалистической страны, но с рынком и «китайской спецификой», управляется Компартией Китая, является «стратегическим противником» США, то характеризующие жизнь КНР авторы впадают в крайности - то обычные политизированные авторы изыскивают особенности (от конфуцианской цивилизации в стране «культурной революции» до личной диктатуры Си Цзиньпина с фашистскими ассоциациями), неполитизированные - видят обычную страну, даже более обычную, чем какая-нибудь страна Запада или зоны «азиатских тигров».
Это - очевидные крайности. Может, стоит поискать там, куда редко заходит взгляд обычного читателя? Среди любящих КНР и одобряющих её политический строй?
Балаев Петр - автор множества книг по отечественной истории, как особенности китайского пути в образовании выделяет моменты: обязательная продленка (дети делают китайский аналог «домашней работы» в самой школе), в школе носят спортивную форму и уделяют большое внимание физической подготовке, а учащиеся сами изучают по учебникам тему, а на уроке только отвечают на вопросы учителя. Иными словами, как отмечает сам Петр Балаев, порядок китайской школы имеет сходство с суворовскими училищами и артиллерийскими школами времен СССР.
Обязательная продленка и правда может благотворно влиять на успеваемость учащихся, так как упование на массовое и регулярное выполнение домашней работы школьниками - очевидно необоснованно. Это несомненно дало бы в идеальных условиях некий результат, особенно у тех учащихся, кто может учиться под простым присмотром. Иными словами, у тех, кто уже/ещё имеет зачатки самоорганизации и не сопротивляется организации внешней.
К сожалению, фактическое состояние учащегося контингента как в РФ, так и в западных странах таково, что подобные меры при их благотворности могли бы только усугубить положение. Для большинства школ буйный бардак и помехи одних учащихся другим есть обыденность и вряд ли в таких условиях даже те, кто сейчас учат домашку, стали бы делать это хуже. Если в Китае по-другому, то им можно только позавидовать.
Поэтому введение вместо нынешнего «по факту» - текущего контроля исполнения домашнего задания (в форме продленки или дистанционно) должно быть подготовлено.
Что я под этим подразумеваю?
Как я отметил выше, для школ характерно полное отсутствие обычного гражданского порядка. То, что кажется нормой жизни взрослого - гарантии личной безопасности и состояние в рабочем коллективе в зависимости от способности трудиться в равной мере с коллегами - полностью отсутствует у школьников.
Грубое попирание человеческих прав детей путем отказа в государственном преследовании тех, кто подвергает своих ровесников физическому и психическому насилию - вот нынешняя основа политики в отношении детей. Может быть, дело в простом недомыслии, может, в перегрузке правоохранительных органов, может быть, власти от школьного руководства и выше не хотят ссориться с родителями распущенных сопляков, раз родители их жертв в основном молчат. А может быть, так власть приучает массы к сковывающему страху, пока наиболее агрессивные становятся как бы сообщниками машины подавления?
Полагаю, что изучение мотивации властей, которая может быть разная в разных ведомствах и на разных уровнях власти - явно заслуживает самостоятельного разбора.
Наряду с введением нормального правопорядка в отношении детей нужны и другие меры, благоустройство общества не исчерпывается одним правосудием.
Принцип обязательности среднего образования - ещё одна священная корова, что истязает общество. В совокупности с бесправием учащихся - превращает школу в тюрьму, причем по типу «черной зоны». Учителя справедливо лишены розог и, к счастью, не имеют талантов кукловода, поэтому правят в школах наиболее разнузданные детишки. Учинение правосудия для детей способно уменьшить уровень произвола, превратит само по себе черные зоны в красные. Школа является тюрьмой для детей элементарно потому, что они обязаны там находиться. Обычно предлагается для решения этой проблемы перевести образование на дистант - и это усугубляет невежество учащихся. Частным решением для некоторых лиц является надобное обучение. Есть и те, кто предлагает просто отменить этот принцип. Это выглядит ужасным для живущих в мире фейковых отчетов и липовой статистики госчиновников (особенно высших). Но раз уж порвали с западными рейтингами и нелепой идеей «Европы от Лиссабона до Владивостока», то почему бы не порвать и с механическим воплощением правил, которые модны и красиво звучат, но не работают, особенно в стандартном евро-американском варианте?
Консерваторы от образования справедливо возразят - если отменить обязательность среднего образования, то такое либеральничанье приведет, во-первых, к толпам шатающихся по улице бездельников, творящих молодежный беспредел. Во-вторых, они, избегая трудностей учебы, вырастут полностью неучами, что угробит экономику, нарастит преступность и вообще плохо скажется на порядочных, невиновных гражданах.
Это вполне очевидно и категорически неприемлемо, поэтому не должно быть.
Выбор между школой и бездельем - дурной для страны выбор. А выбор между школой и Центром дневного содержания несовершеннолетних (ЦДСН)?
Что такое этот ЦДСН? Это организация, на которую перейдут функции детского сада/тюрьмы, которые уйдут от школы, так же, как их нет у вузов. Вузы не имеют такой функции по причине отбора при поступлении, и особенно в ходе обучения. Кроме более концентрации более способных к поддержанию социально приемлемого поведения это ведет и к не на словах, а на деле куда большей добровольности нахождения в вузе, опасности изгнания из учебного заведения при социально-неадекватном поведении (для тех вузов, где есть хоть какой-то конкурс).
Аналогично должно быть и в школах, среднеспециальных учебных заведениях.
К школьному обучению в нормальных условиях должны быть допущены лица, которые учатся сами и по крайней мере не мешают это делать другим. Под «мешать» я понимаю не только отвлечение внимания на занятиях, но и иерархические обезьяньи игры с режимом террора или без такового. Школа/ссуз это лишь место посещения уроков под руководством и контролем. При нарушении режима лицо отстраняется от занятий и далее варианты - платный дистант/платное надомное обучение или содержание в ЦДСН с 7-8 часов утра до 7-8 часов вечера с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье - аналогично для нарушителей режима ЦДСМ или более серьезных нарушителей до ЦДСН, или для тех, чьи родители/лица их заменяющие работают или иным образом не могут фактически осуществлять над ними контроль.
Какие должны быть особенности режима ЦДСН.
Во-первых, это не режим наказания отдельных лиц. Это именно режим «по умолчанию», рассчитанный на массовый прием лиц, хотя бы и большей части несовершеннолетних. за исключением лиц, чье нахождение заведомо опасно для остальных школьников, каждому должна быть возможность не оказаться в ЦДСН, но каждому должна быть возможность угодить туда при антисоциальном поведении, к которому относится и отчисление из школы/ССУЗа за неуспеваемость в отсутствие психо/медицинских причин.
Все ли ЦДСН должны быть одинаковы? Нет, как неодинаковы школьники. Зачастую лишь ленивы и безответственны, известный способ побудить к умственному труду - показать альтернативу - труд физический или хотя бы «умственный», но легко отслеживаемый и подконтрольный. За полезный физический труд «содержимым» должна быть справедливая оплата. Вычет из оплаты затрат на содержание хотя и напрасно кажется логичным, необоснован, кроме того, является демотивирующим к труду фактором, поэтому сомнителен. Для взрослого лентяя ведь не должно быть в свободном обществе аналога ЦДСН, значит, взимание платы с несовершеннолетнего есть дискриминация по независящему от лица фактору. Идея о том, будто наличие такого сбора с содержимых побудит к выходу из ЦДСН нелогично. Школьнику-то совсем некогда работать при наличных трудозатратах на освоение учебной программы. Такой вычет - всего лишь дискриминационный грабеж. Не будет ли платность ЦДСН демотивировать уйти в школу? Демотивирует ли не учиться низкая оплата труда учителей и ученых? Да. Но таков рынок труда, и при любом экономическом строе спрос и предложение задают цены. Стоит ли из-за возможной (!) низкой оплаты труда в будущем лишать кого-нибудь заработанных средств? Это абсурд. Поэтому настойчиво возражаю против любых вычетов из оплаты труда содержимых в ЦДСН на основании лишь факта нахождения там. Повторюсь, это организация для массового нахождения несовершеннолетних «по умолчанию», а не мера наказания, хотя и имеющая функцию контроля, воспитания (исправления) и изоляции, предотвращения антиобщественной деятельности, исполняет забранную у школ и ССУЗов тюремную функцию.
Нарушения школьного режима, дающие основание для отчисления в ЦДСН, фиксируются правоохранительными органами. Неуспеваемость - контрольно-экзаменационными работами.
На контроле успеваемости я бы хотел заострить внимание читателя. Сейчас это в основном самоконтроль учителя+вышестоящих чиновников образовательного ведомства. Однако этот контроль есть и способ отчетности о качестве работы Минпросвета (да и Минобрнауки в случае вузов и послевузовского образования). Идея контроля методом самостоятельного отчета для себя или других лиц - нелепа очевидно. Данный метод должен быть минимизирован повсеместно, и контроль за успеваемостью школьников должен быть возложен на иное ведомство, равновеликое с подконтрольным. Полагаю, что логичным будет возложить эту функцию на Минтруда. Именно им предстоит решать проблемы с безработицей успешно окончивших учебные заведения невежд. Этому же ведомству положено знать актуальные и потенциальные условия рынка труда. Поэтому контрольно-экзаменационные мероприятия должны быть возложены именно на них.
Еще несколько слов о контрольно-экзаменационных мерах. Вряд ли стоит ориентироваться на массовую сдачу экзаменов с 1 раза. Возьмем экзамен ГИБДД, там нет проблемы несдачи, там есть проблема неадекватного поведения легко сдавших, за именно это отвечают их руководители. На этот опыт следует ориентироваться при требованиях к новой организации экзаменов.
Считаю правильным проводить их не реже, чем 2 раза в учебный год, чтобы избежать неожиданных пробелов в знаниях учащихся. Перевод на следующий уровень может быть исключительно после освоения предыдущего. Когда следует выводить учащегося в ЦСДН? Не позднее 2 несданного семестра, аналогично вузу.
В это время уже нельзя заниматься вместе со сдавшими в срок, для отставших формируется отдельная группа. Это хотя и может повредить отставшим, но исключает демотивацию сдавших в срок. Порядок должен быть настроен на интерес порядочных граждан, а не наоборот, как сейчас.
Следует категорически исключить имеющуюся практику задать задание к сроку и не спросить в этот срок, либо спросить без последствий к не сделавшим. Это расхолаживает, разрушает самодисциплину не только нарушителей, но и вообще всех. Следует наказывать таких учителей-вредителей.
Главными принципами образования должны стать равномерность учебных коллективов по скорости усвоения материала, а наряду с этим - возможность в индивидуальном порядке осваивать предметы ускоренно.
Планово-замедленное освоение предметов является вопросом дискуссионным. Оно, вероятно, должно быть как возможность, но в финансовых пределах, справедливых для налогоплательщиков/остальных учащихся.
Любимый для чиновников от образования способ показать свою пользу - количество отбытых учащимися лет в образовательной системе. Мы вслед за ними привыкли считать, что т.н. среднее общее (9 классов) лучше, чем 11 классов среднего полного, а вуз лучше ССУЗа. В действительности же стал общеизвестным факт - количество образовательных лет не определяет ни зарплату, ни тем более добавленную стоимость, создаваемую трудом этого лица - порядочно работающий слесарь или работник сборочного производства, нефтяник или моряк легко обойдут по этому показателю среднего выпускника вуза, особенно по гуманитарным специальностям. Это при том, что за учебу на упомянутых направлениях вузовской подготовки зачастую платятся немалые деньги.
При этом упускается из виду то обстоятельство, что среднее полное образование функционально направлено на подготовку к вузу - это углубленное повторение школьной программы, зачастую по определенной специализации (точные, естественные или гуманитарные науки). При непоступлении в вуз и тем более при неуспешном обучении там все затраченные средства становятся ущербом. И хотя нерадивые дети и потакающие им родители несомненно несут некую моральную ответственность за свой эгоистический выбор - они всего лишь пользуются заложенным в порядке совершенно очевидными недостатками. В нашей стране был период с 1940 по 1956 годы, когда учеба в старшей школе была бесплатной только для тех, кто отлично учится (им даже платили стипендию - и только им!).
Материальное стимулирование рационального выбора даст детям - собственные деньги, родителям - рост сбережений, экономике - рабочие руки, образованию - больше времени учителя на 1 ученика. Наличие заработка, дельного занятия и способность управлять своей жизнью у одних, упорядочивание образовательной среды у оставшихся учащихся покончат с эпидемией молодежной депрессии, захлестнувшей все урбанизированные страны мира.
Полагаю здравым ограничить бесплатное школьное образование освоением среднего общего, но не более 9 лет, освоение среднего полного образования, либо учеба свыше 9 лет (например, отставание) предполагают платность. Несомненно платным должно быть обучение у непланово-отстающих - поскольку о своей нерадивости следовало сообщить и не сбивать с толку учительский состав. Как известно, караван идет со скоростью самого медленного верблюда, поэтому такие лица вредят окружающим. Поэтому некая стимулирующая мера, наряду с угрозой отчисления - справедлива.
Таким образом, программа реформы образования сводится к следующим предложениям:
1) Платность образования для неотличников, начиная со среднего полного, или 9 лет, или у неплановоотстающих в любом классе.
2) Стимуляция смены типа образования или вообще типа занятости, например, на труд, для нерадивых.
3) Равномерность учебных коллективов по скорости усвоения материала.
4) Возможность в индивидуальном порядке осваивать предметы ускоренно или планово-замедленно.
5) Экзамены не реже 2 раз в учебном году вводятся, начиная с освоения среднего общего образования (стандартный 5 класс), а из начальной школы в среднюю перевод осуществляется путем экзамена и с учетом стабильности освоения материала начальной школы через мониторинг успеваемости на всем сроке обучения в начальной школе.
6) Контроль успеваемости, экзамены должны проводится внешним к образованию ведомством, предположительно, Министерством труда. Экзаменационные кадры Минпросвета и Минобранауки переводятся на Минтруда.
7) Безразличие экзаменатора к массовости несдач.
8) Перевод на следующий уровень только после освоения предыдущего в спец.учебной группе.
9) Отчисление после 2 несданного семестра.
10) Исключить имеющуюся практику задать задание к сроку и не спросить в этот срок, либо спросить без последствий к не сделавшим.
11) Местом нахождения несовершеннолетних «по умолчанию» признаются Центры дневного содержания несовершеннолетних. Содержимые ЦДСН оказываются там за ненадлежащее поведение, особенно в отношении учащихся, а также при отчислении из учебного заведения за неуспеваемость. ЦДСН различны для разных типов несовершеннолетних. Содержимые занимаются в ЦДСН общественно полезным трудом, допускается подготовка к переводу в учебное заведение. Время нахождения содержимых в ЦДСН с 7-8 часов утра до 7-8 часов вечера с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье - аналогично для нарушителей режима ЦДСН или более серьезных нарушителей до ЦДСМ, или для тех, чьи родители/лица их заменяющие работают или иным образом не могут фактически осуществлять над ними контроль. Альтернативой ЦДСН является платный дистант/платное надомное обучение. Альтернативы нет для виновных в причинении или покушавшихся на причинение вреда другим лицам. Плата должна быть внушительной, смысл платной альтернативы - уменьшение коррупционных рисков.
12) Установление нормального гражданского порядка и человеческих прав для несовершеннолетних за счет нормализации юридической ответственности несовершеннолетних правонарушителей.
13) Внедрение телесных наказаний как вида наказания, особенно у несовершеннолетних.