Sep 09, 2013 13:09
Общее содержание Литургии верных.
Литургия верных состоит из следующих частей:
1. Сокращенная великая ектения.
2. Пение 1-й части “Херувимской песни” и чтение священником молитвы великого входа”.
3. Великий вход и перенос Св. Даров.
4. Пение 2-й части “Херувимской песни” и поставление Св. Сосудов на Престол.
5. Первая просительная ектения (о “предложенных честных Дарех”): приготовление молящихся к освящению Даров.
6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
7. Пение Символа веры. (“Двери, двери, премудростью вонмем”).
8. Новое приглашение молящихся к достойному стоянию, (“станем добре…”)
9. Евхаристическая молитва (Три части).
10. Освящение Св. Даров (во время пения; “Тебе поем…”)
11. Прославление Божией Матери (“Достойно есть…”)
12. Поминовение живых и умерших (и “всех и вся…”)
13. Внушение священником мира, любви и единомыслия.
14. Вторая просительная ектения (об освященных честных Дарех): приготовление молящихся к причащению.
15. Пение “молитвы Господней”.
16. Возношение Св. Даров (“Святая Святым…”)
17. Причащение священнослужителей и “причастный” стих.
18. Предпоследнее явление Св. Даров и Причащение мирян.
19. Возглас “Спаси Боже люди Твоя” и “Видехом Свет Истинный”.
20. Последнее явление Св. Даров и “Да исполнятсяуста наша”.
21. Благодарственная ектения за Причащение.
22. Заамвонная молитва.
23. “Буди Имя Господне” и 33-й псалом.
24. Последнее благословение священника."
Третья часть Литургии называется Литургией верных, потому что при совершении ее могут присутствовать только верные Христиане, то есть лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся.
На Литургии верных совершаются самые важные священные действия, приготовлением к которым служат не только две первые части Литургии, но и все другие церковные службы. Во-первых, таинственно-благодатное, силою Св. Духа Преложение или Пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во-вторых, приобщение верующих Тела и Крови Господа, вводяшее в единение со Спасителем, согласно Его словам: “Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем”. (Иоан. VI, 56).
Постепенно и последовательно в ряде знаменательных действий и глубоко содержательных молитв открывается смысл и значение этих двух литургийных моментов.
Когда оканчивается Литургия оглашенных, диакон произносит сокращенную великую ектению. Священник же тайно читает молитву, с прошением к Господу очистить молящихся от духовной нечистоты, чтобы, получивши преуспеяние доброй жизни и духовное разумение, - достойно, без вины и осуждения предстоять пред Престолом, и чтобы неосужденно причаститься Св. Тайн для получения Царства Небесного. Оканчивая свою молитву, священник громко произносит:
"Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков,"
Чтобы, всегда сохраняемые Твоим, Господи, руководством (силою), мы воссылаем Тебе славу Отцу и Сыну и Св. Духу во всякое время, - ныне и присно, и во веки веков.
Этим возгласом священник выражает, что только под руководством, под управлением Державного Господа мы можем сохранить свое духовное существо от зла и греха.
Затем открываются Царские врата, чтобы через них пронести приготовленное вещество для Св. Евхаристии с жертвенника на Престол. Перенос приготовленного для совершения Таинства вещества с жертвенника на престол называется “Великим входом” в отличие от “Малого входа”.
Историческое происхождение Великого Входа соответствует происхождению Малого входа. Как уже говорилось неоднократно, в древности устраивалось два боковых отделения (апсиды) около алтаря. В одном отделении (назыв. Диаконником или Сосудохранилищем) хранились Священные сосуды, одежды и книги, в том числе и Евангелие. Другое отделение (наз. Предложением) было предназначено для принятия приношений (хлеба, вина, елея и ладана), из которых потребная часть отделялась для Евхаристии.
Когда приближалось чтение Евангелия, то диаконы уходили в Сосудохранительницу или Диаконник и приносили Евангелие для чтения посреди Церкви. Равным образом пред освящением Св. Даров, диаконы из Предложения приносили совершителю Литургии Дары к Престолу. Таким образом, в древности перенос хлеба и вина был практически необходим, потому что жертвенник находился не в алтаре, как теперь, а в самостоятельной части храма.
Теперь же Великий вход имеет больше иносказательное значение, изображая собою шествие Иисуса Христа на вольное Страдание.
Глубокое таинственное значение Великого входа, все те думы и чувства, которые он должен возбуждать в сердцах молящихся, изображаются следующею молитвою, называемою “Херувимской песнью”.
"Иже херувимы тайно образующие, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подъимем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа."
(Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие животворящей Троице трисвятую песнь, теперь отложим все житейские заботы, чтобы поднять Царя всех, Которого невидимо и торжественно сопровождают ангельские чины с пением “аллилуиа”.)
Хотя Херувимская песнь обыкновенно при исполнении разделяется Великим входом на две части, на самом же деле она представляет одну стройную связную молитву.
Св. Церковь этой песнью делает, как бы такое воззвание: “Мы, которые в момент перенесения Св. Даров таинственно напоминаем херувимов и вместе с ними поем “Трисвятую песнь” Св. Троице, в эти минуты оставим все земные заботы, всякое житейское, греховное попечение, - обновимся, очистимся душею, чтобы нам поднять Царя славы, Которого в настоящие минуты поднимают невидимо Ангельские воинства и песнословят”.
Во время пения певцами первой части Херувимской песни, священник тайно читает молитву, в ко торой просит Господа сподобить его достойно совершить Св. Евхаристию. В этой молитве высказывается мысль, что Иисус Христос есть одновременно и приносимое Существо, как Св. Агнец, и приносящий Совершитель жертвы, как Небесный Первосвященник.
Прочитав затем трижды с простертыми крестообразно руками (в знак усиленного моления), молитву “Иже херувимы”, священник вместе с диаконом переходит к жертвеннику. Здесь, покадив Св. Дары, священник полагает на левое плечо диакона “воздух”, покрывавший дискос и потир, а на главу - дискос; сам же берет Св. Чашу, и оба вместе выходят северными дверями, в преднесении подсвечника.
Остановясь на солее, лицом к народу, они молитвенно поминают местного Архиерея и всех православных христиан, - “да помянет их Господь Бог во Царствии Своем”. Затем священник с диаконом возвращаются в алтарь через Царские врата.
Пение второй части Херувимской песни: “Яко да Царя”.
Войдя в алтарь, священник поставляет Св. чашу и дискос на Престол, снимая покровцы с дискоса и чаши, но покрывая их одним “воздухом”, который предварительно кадится фимиамом. Затем Царские врата затворяются и завеса задергивается.
Во время Великого входа христиане стоят с преклоненными главами, выражая уважение к переносимым Дарам и просьбу, чтобы и их помянул Господь во Царствии Своем. Постановление дискоса и Св. чаши на престол и покровение их воздухом обозначает перенесение тела Иисуса Христа для погребения, поэтому и читаются при этом те молитвы, которые поются при выносе плащаницы в Великую пятницу:(“Благообразный Иосиф” ...)
После перенесения Св. Даров начинается приготовление священнослужителей к достойному освящению Св. Даров силою Св. Духа, а верующих к достойному присутствию при этом освящении. Сначала читается просительная ектения, в которой, кроме обычных молений, прибавляется прошение.
"О предложенных Честных Дарах, Господу помолимся."
(О поставленных на Престоле и предложенных Честных Дарах, Господу помолимся.)
Во время 1-й просительной ектении священник тайно читает молитву, в которой просит Господа удостоить его принести Св. Дары, жертву духовную за наши грехи неведения, и вселить Духа благодати в нас и в предлежащии Дары сии. Оканчивается молитва возгласом:
"Щедротами Единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков."
(По милости Твоего Единородного Сына, с Которым Ты прославляешься, с пресвятым, благим, подающим жизнь Св. Духом, во все времена.)
Словами этого возгласа Св. Церковь выражает ту мысль, что надеяться на получение благодати Св. Духа для освящения священнослужителей молящихся и представленных честных Даров можно в силу “щедрот”, то есть милосердия Господа нашего Иисуса Христа.
После просительной ектении и возгласа, священник указывает на необходимое условие для получения благодати словами: “мир всем”; присутствующие отвечают: “и духови твоему”, а диакон продолжает: “возлюбим друг друга, да единомыслием исповеды…”- значит необходимые условия для приобщения к Телу и Крови Иисуса Христа и для получения Св. Духа это: мир и любовь Друг к другу.
Затем поют: “Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную”.
Перед следующим моментом - исповеданием Символа Веры, диакон возглашает: “Двери, двери, премудростью вонмем”. Возглас: “Двери, двери” в христианской Церкви в древности относился к преддверникам храма, чтобы они тщательнее наблюдали за дверьми, дабы в это время не вошел кто-нибудь из оглашенных или кающихся, или вообще из лиц, не имеющих права присутствовать при совершении Таинства Причащения.
А слова:“премудростию вонмем” относились к стоящим во храме, чтобы они заградили бы двери своей души от житейских греховных мыслей. Символ Веры поется, чтобы засвидетельствовать перед Богом и Церковью, что все стоящие во храме суть верные, имеющие право присутствовать на Литургии и приступить к Причащению Св. Тайн.
Во время пения Символа Веры, открывается завеса Царских врат в знак того, что только под условием веры может быть для нас открыт Престол благодати, откуда мы приемлем Святые Таинства. Во время пения Символа Веры священник берет покровец “воздух”, и колеблет им воздух над Святыми Дарами, то есть опускает и подымает покровец над ними. Это веяние воздуха означает приосенение Св. Даров силою и благодатию Св. Духа. Затем Церковь приводит молящихся к молитвенному созерцанию самого Таинства. Начинается главнейший момент Литургии - освящение Святых Даров.
Еще раз убеждая верующих стоять в храме с полным благоговением, диакон говорит: “Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити”, то есть будем стоять хорошо, чинно, с благоговением и вниманием, чтобы в спокойствии духа приносить святое возношение.
Верующие отвечают: “Милость мира, жертву хваления”, то есть мы будем приносить то святое возношение, ту безкровную жертву, которая от Господа есть милость, есть дар Его милосердия, данный нам, людям в знак примирения Господа с нами, а от нас есть хвалебная жертва Господу Богу за все Его благодеяния.
Выслушав готовность верующих обратиться к Господу, священник благословляет их именем Пресвятой Троицы: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (т. е. общение) Святаго Духа буди со всеми вами”. Поющие выражая священнику те же чувства, отвечают: “И со духом твоим”.
Священник продолжает: “ГорЕ имеем сердца”,(устремим наши сердца наверх, на небо, к Господу).
Поющие отвечают: “Имамы ко Господу”, то есть мы действительно вознесли сердца ко Господу и приготовились к Великому Таинству.
Приготовив себя и верующих к достойному предстоянию при совершении Св. Таинства, священник приступает к самому совершению его. По примеру Иисуса Христа, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечери, священник приглашает всех верующих к благодарению Господа возгласом: “Благодарим Господа”.
Поют:“Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней”.
Для возвещения лицам, не присутствующим во Храме о приближении важнейшего момента Литургии - бывает Благовест в колокола, называемым звоном к “Достойно”.
В это время священник тайно читает благодарственную (евхаристическую) молитву, которая представляет одно неразрывное целое вплоть до пения хвалебной молитвы в честь Божией Матери (“Достойно есть, яко воистину”) и делится на три части.
В первой части Евхаристической молитвы воспоминаются все благодеяния Божии, явленные людям от сотворения их, например: а) сотворение мира и людей, и б) восстановление их через Иисуса Христа и другие благодеяния.
Как особенное благодеяние указывается служба Литургии вообще и совершающая служба в частности, которую Господь соблаговолил принимать, несмотря на то, что в эту минуту Ему на небесах предстоят архангелы и тьмы ангелов, поющих, и вопиющих, взывающих и глаголющих победную песнь: “Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея”.
Таким образом, тот возглас священника /“победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”/, который слышится перед пением “Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф…” непосредственно примыкает к Первой части Евхаристической молитвы.
Последние слова молитвы, предшествующие возгласу священника, читаются так:
"Благодарим Тя и о службе сей, эже от рук наших прияти изволил еси, еще и предстоят Тебе тысящи Архангелов, и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими, шестокрылатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят; Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних."
(Благодарим Тебя за службу сию, которую Ты сподобил принять из рук наших, хотя Тебе предстоят тысячи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылатые и многоочитые, превысшие, окрыленные, победную песнь поя, возглашая, взывая, и говоря: “Свят Господь Саваоф,полны небо и земля славы Твоея”, “Осанна в вышних! Благословен грядущий во имя Господне, осанна в вышних”.)
В то время, когда поют:“Свят, Свят…”, священник приступает к чтению второй части Евхаристической молитвы, в которой после восхваления всех лиц Святой Троицы, и отдельно Сына Божия-Искупителя, вспоминается, как Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения.
Установление Таинства Причащения в Евхаристической молитве передано следующими словами: “Иже (то есть Иисус Христос) пришед, и все еже о нас смотрение (попечение) исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб, во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде Своим Учеником и Апостолом, рек:
Глаголя указуя на Дискос:“Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломомое во оставление грехов”;
Затем указуя на Потир: “Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов”. Поминающе убо сию спасительную заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и словное паки пришествие:"Твоя от Твоих Тебе приносяще*, о всех и за вся."
Пение:"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.”
*По гречески слова: “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся” - означают: “Твои дары: хлеб и вино - мы Тебе, Господи, приносим вследствие всех изложенных в молитве побуждений; согласно всему указанному (Иисусом Христом) порядку (Лука XXII/ 19) и в благодарность за все благодеяния.
В то время, как последние слова Евхаристической молитвы (Тебе поем…) поются, священник читает третью часть этой молитвы:
“Еще приносим Ти словесную*/ сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем**/, низпосли Духа Твоего Святого на ны, и на предлежащия Дары сия”.
(*/ “Словесной службой” Евхаристия называется в отличие от “деятельной” службы (через молитву и добрые дела), потому что преложение Св. Даров выше сил человеческих, а совершается благодатию Св. Духа и священник молится, произнося совершительные слова.
**/ Делаем себя “милыми”, угодными Богу; умиленно молимся.)
Затем священник произносит трижды молитву к Пресвятому Духу:"Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа,в третий час Апостолам Твоим низпославый,Того Благий не отыми от нас,но обнови нас,молящих Ти ся."
И далее Тайносовершительные слова:
“И сотвори убо хлеб сей, Честное Тело Христа Твоего.Аминь.
А еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего.Аминь.
Преложив Духом Твоим Святым.Аминь.Аминь.Аминь”.
Итак, молитва евхаристическая разделяется на три части: благодарственную, историческую и просительную.
ВОТ ГЛАВНЕЙШИЙ И СВЯТЕЙШИЙ МОМЕНТ ЛИТУРГИИ. В ЭТО ВРЕМЯ ХЛЕБ И ВИНО ПРЕЛАГАЮТСЯ В ИСТИННОЕ ТЕЛО И ИСТИННУЮ КРОВЬ СПАСИТЕЛЯ. СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ВСЕ ПРИСУТСТВУЮЩИЕ В ХРАМЕ В БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧТЕНИИ ТВОРЯТ ПЕРЕД СВЯТЫМИ ДАРАМИ ЗЕМНОЙ ПОКЛОН.
Евхаристия есть благодарственная жертва Богу за живых и умерших, и священник после освящения Св. Даров поминает тех, за кого принесена эта жертва, и прежде всего святых, потому что в лице святых и через святых.
Но из сонма или ряда-"Изрядно"-всех святых - выделяется Матерь Божия; а потому и слышится возглас: “Изрядно о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”.
На это отвечают хвалебной песнью в честь Божией Матери: “Достойно есть…” В двунадесятые праздники вместо “Достойно” поется Ирмос 9 песни Канона. В ирмосе тоже говорится о Пресвятой Богородице.Он называется “Задостойником”.
Священнослужитель продолжает тайно молиться: 1) за всех усопших и 2) за живых - епископов, пресвитеров, диаконов и за всех православных христиан:“в чистоте, и честнем жительстве пребывающих”; на что верующие отвечают: “И всех и вся”.
Затем священник молится за град сей и живущих в нем. Вспомянувши Церковь небесную, единодушно прославившую Бога, он призывает к единодушию и миру также и земной Церкви, возглашая: “И даждь нам едиными усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков”.
Затем после благословения верующих словами: “И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами”, начинается приготовление верующих к Причащению: читается вторая просительная ектения, к которой прибавляются прошения:"О принесенных и освященных Честных Дарах, Господу помолимся…
Яко да человеколюбец Бог наш, прием я (их) во святый, и пренебесный мысленный свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся*."
(*Помолимся, чтобы Человеколюбец Бог наш, приняв их (Св. Дары) в святой небесный, духовно-представляемый Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему от нас жертву, подал нам Божественную благодать и дар Св. Духа.)
Во время второй просительной ектении священник в тайной молитве просит Господа удостоить нас причаститься Св. Тайн, этой священной и духовной трапезы для оставления согрешений и в наследие Царства Небесного.
За ектенией после возгласа священника: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, небеснаго Бога Отца и глаголати”, следует пение Молитвы Господней - “Отче наш”.
В это время диакон, стоя перед Царскими вратами, опоясывается крестообразно орарем для того, чтобы: 1) Беспрепятственно, не опасаясь ниспадением орари, служить священнику во время Причащения и 2) Чтобы выразить свое благоговение перед Святыми Дарами подражанием Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крыльями (Исаия 6, 2-3).
Затем священник преподает мир верующим и, когда они, по зову диакона, преклоняют свои главы, тайно молит Господа освятить их и сподобить их неосужденно причаститься Св. Тайн.
После сего священник, подняв с благоговением над дискосом Св. Агнец, возглашает: “Святая Святым”. Смысл тот, что Св. Дары могут быть преподаны только святым. Верующие, сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, со смирением отвечают: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу, (к славе) Бога Отца. Аминь”.
Затем совершается Причащение священнослужителей.Во время Причащения священнослужителей для духовного назидания верующих поются молитвы, называемыми “причастными стихами”.
По причащении священнослужителей открываются Царские врата для Причащения христиан. Открытие Царских врат знаменует открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров - явление Иисуса Христа после воскресения.
После возгласа диакона: “Со страхом Божиим и верою приступите”, и пения стиха:“Благословен грядый во имя Господне.Бог Господь явися нам”, священник читает молитву перед причастием и приобщает христиан Тела и Крови Спасителя.
Молитва перед Причащением свт. Иоанна Златоустого:
"Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое ТЕЛО ТВОЕ и сия есть самая честная КРОВЬ ТВОЯ.
Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения мои, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь."
"Вечери Твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. - Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь."
Во время причащения поется известный стих: “Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите”. После Причащения, священник полагает вынутые частицы (из просфор) в Св. Потир, напояет их Св. Кровию, что означает очищение их страданиями Иисуса Христа от грехов, а затем благословляет всех, говоря: “Спаси Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое”.
Поют: "Видехом свет истинный, /прияхом Духа небесного /обретохом веру истинную, /нераздельней Троице поклоняемся, /Та бо нас спасла есть*."
(*Мы, видевши истинный свет и принявши Духа небесного, обрели истинную веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас.)
Во время сего священник тайно читает стих:“Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя”, указывающий на то, что перенесение Св. Даров на жертвенник знаменует Вознесение Господа.
Диакон переносит на главе Дискос на жертвенник, священник же, признося тайно: “Благословен Бог наш”, благословляет Св. Чашей молящихся и произносит вслух: “Всегда, ныне и присно и во веки веков.Аминь.”
Видя Спасителя возносящимся, Апостолы поклонились Ему и восхвалили Господа. То же делают и христиане, воспевая во время перенесения Даров следующую песнь:
"Да исполнятся уста наша/ хваления Твоего, Господи,/ яко да поем славу Твою,/ яко сподобил еси нас причаститися/ Святым Твоим, Божественным, Бессмертным и Животворящим Тайнам:/ Соблюди нас во Твоей Святыни,/ весь день поучатися правде Твоей./ Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа*."
(Господи, пусть уста наши будут полны прославлением Тебя, чтобы мы воспевали славу Твою за то, что Ты удостоил нас причаститься Твоих Святых, Божественных, бессмертных и подающих жизнь Тайн. Сохрани нас достойными Твоей святыни /помоги нам сохранить святость, полученную в Причащении/, чтобы и нам весь день поучаться Твоей праведности /жить праведно, по Твоим заповедям/, аллилуиа.)
При перенесении Св. Даров на жертвенник диакон кадит, обозначая фимиамом светлое облако, которое скрыло возносящегося Христа от взора учеников (Деян. 1, 9).
Те же благодарственные мысли и чувства возглашаются и в последующей ектении, читающейся так: “Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Бессмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию”.
Последнее прошение ектении: “День весь совершен, свят мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим”.
Священник во время этой ектении свертывает Антиминс и, изобразивши Св. Евангелием крест над Антиминсом,возглашает: “Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков”.
Перенесением Св. Даров на жертвенник и ектенией оканчивается Божественная Литургия. Тогда священник, обращаясь к верующим, говорит: “С миром изыдем”, то есть мирно, в мире со всеми выйдем из храма. Верующие отвечают: “О имени Господни”, (т. е. памятуя об имени Господа) “Господи помилуй”.
Священник после этого выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, читает молитву, называемую “Заамвонною”. В заамвонной молитве священник еще раз просит Создателя спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, даровать мир миру, церквам, священникам, воинству и все людям.
Заамвонная молитва по своему содержанию представляет сокращение всех ектений, которые читались верующими во время Божественной Литургии.
По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией словами: “Буди Имя Господне благословенно отныне и до века”,и читается благодарственный 33 псалом: “Благословлю Господа на всякое время”.
После 33 псалма священник последний раз благословляет народ, говоря: “Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда ныне и присно и во веки веков”.
Наконец, обратясь лицом к народу, священник делает отпуст, в котором просит Господа, чтобы Он, как Благой и Человеколюбивый, по ходатайству Пречистой Своей Матери и всех Святых, спас и помиловал нас.Христиане прикладываются ко Кресту."
+++
К сожалению многое неправильно.Смешано всё и вся! Части Богослужения в воспоминание Ветхого и Нового завета смешаны в одну массу,сокращены.Целые части Богослужения просто вырезаны и отсутствуют.На клиросах 95-99 % нечестивцев,которые вообще могут даже ни разу не перекреститься во время Богослужения (приходилось с такими петь,на клиросе). Поют песнопения светских композиторов,-что плод падшего страстного человеческого ума,не секрет,что для создания определённой психологической атмосферы,для воздействия на сознание слушателей.Поют некии обладающие талантом к пению,по сути к уверенному голосу с "мясом"визжанию,рычанию,или вою.Очень мало благоговейных голосов,поющих с внутренней молитвой,или подобно детским,звонких и чистых голосов.
Большая мода на оглушительно-рычащих диаконов,которые либо специально,либо бездумно орут Евангелие,наводя ужас и травмируя своим криком,только-только раскрывающийся нежный бутон души недавно пришедших в храм...Слушающие,как простаки,стоят,пытаются разобрать,что собственно спели или прочли,в перерывах своих земных мыслей о житейском.
Но в первые века христианства было не так.Христиане все пели Господу,пока враг род а человеческого не внёс разделения,прельстив и тех и других.Многое делается для того,чобы прихожанин чувствовал себя чужим,униженным,себе на уме.Многие из прихожан действительно не достойно переступают порог Святого Храма,ибо по Канонам(которые кстати никто не отенял) должны быть за воротами,в числе кающихся от 3-х до 15 лет,и до самого смертного одра не дерзать приступать ко Причастию Святых Христовых Таин.
Не обманывайтесь! Очень немногие из вас Причащаются,или получают разрешение грехов от Господа в Таинстве Покаяния.Бог поругаем не бывает!"Разве не знаете, что телa ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!"(Апостол.Первое послание к Коринфянам,гл.6)
Что остаётся верным?Верное служение Богу,в кротости,благородном смирении,отсутствии лицемерия,и благоразумном рассуждении,вопреки беззаконной атмосфере,которая не просто внешняя,но тем страшнее,что исходящая изнутри.
Неверным-же призыв к достойному плоду покаяния.
+Аминь.
Божественная Литургия