"История этого чудотворного источника напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская. «Оковецкая-Ржевская икона Богоматери» - это две чудотворные иконы: «Честного Животворящего Креста Господня» и «Богоматери с Младенцем и святителем Николаем». Именованы они по месту явления «Оковецкий лес» - древнее название Валдайской возвышенности, и названию «Ржевского уезда» куда входила эта местность и впоследствии возникло село Оковцы. Освященное благодатию явленных чудотворных образов, это место и в наши дни особо чтимо, как жителями Верхневолжья, так и многими паломниками со всей России.
Явленные чудотворные Оковецкие иконы
События, связанные с явлением чудотворной иконы, повествует нам рукопись «Сказания об Оковецких иконах» из собраний Российской Государственной библиотеки…
«… в лето 7047 (1539) года во дни державного и благочестивого царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России, при преосвященном митрополите Московском и всея России Иоасафе ….. благоволил Бог подать людям своим, жаждущим в пределах града Ржева-Владимирова, на краю Оковецкой волости, свыше дарования чудес и тем милостиво призреть на род христианский - явление чудотворной иконы родившей Его Богоматери»
Иконы явились в лесной глуши у древнего городища на реке Пыршня, неподалеку от деревень Дрябки и Клочки. Среди их крестьян были «хищники» - жившие разбоем селяне - Иван, по прозвищу Пономарев, и его родной дядя Ермолай. Они сговорились с другими «хищниками» из Клочков угнать и привести на условленное место двух лошадей и двух коров. Быстро выполнив свой уговор, Иван и Ермолай пришли с добычей на условленное место в лесу. Войдя на Пыршневское городище, они увидели «чудо из чудес»: там сияло великое и преисполненное светом светило, там струились потоки из неизмеримых глубин неведомого сотворенного Божественного богатства премудрости, там открывалась сокровищница благодатных исцелений…
То была стоящая на древе икона Честного Животворящего Креста Господня, явилась она «около праздника Вознесения Господня».
Сначала опешившие крестьяне не поняли что происходит и, посчитав увиденное наваждением, попросту убежали с этого места. От проходивших мимо лесной чащи людей «хищники» слышали, что в этом лесу стоит протяжный звон. Они решили отправиться на городище поискать драгоценный клад, но не найдя никаких ценностей, увидели лишь икону Креста Господня, укрепленную на сосне.
В деревне Клочки не сразу поверили их рассказу, но отправившись в лес действительно обрели икону Креста Господня. Вторую же чудотворную икону Богородицы никто не заметил, так как она была в самой чаще леса. Далее, согласно «Сказанию…» события развивались следующим образом. Житель деревни Клочки по имени Исидор направился за 10 верст к «Спасу на погост» пригласить из этого храма священника совершить в доме молебен. Не найдя батюшку ввиду его занятости на праздничной службе, он решил идти к иноку Стефану из Свято-Троицкого монастыря в Селижарове и рассказал о явленной иконе на древнем городище. Собрав множество народа Стефан и Исидор в день Пятидесятницы отправились в лес и, придя на городище (на месте нынешней церкви и кладбища села Оковцы), все увидели икону Креста Господня. Народ возрадовался и поклонился явленному образу. Между тем налетел буйный ветер, и окрестность погрузилась во мрак, а на городище воздух сиял. И в это время инок Стефан и все пришедшие ясно увидели на сосне вторую чудотворную икону Богородицы Одигитрии с Младенцем, сидевшим на Ее руке, и рядом предстоял святитель Николай Чудотворец. Иконы были явлены друг от друга на расстоянии 10 локтей.
Инок Стефан с трепетом прикоснулся к чудотворному Богородичному образу, и как только он обрел сию икону, началась страшная буря, подул сильный ветер как бы от иконы, поднялся неистовый шум, но еще ярче прежнего стал сиять повсюду необыкновенный свет. Весь народ пребывал в страхе и трепете и в великом изумлении, дивясь такому необыкновенному свету.
«Сказание…» указывает, что в первый день по Пятидесятнице 25 человек получили исцеление благодатию от Бога и родившей Его Богоматери. Видя так обильно изливающуюся благодать Божию, инок Стефан «подробну вся исписа: како честный и животворящий крестъ Господень въ пределахъ ихъ явися и обретение Богородицыны иконы како бысть и како многое исцеление даровася в различныхъ недузехъ зле страждущимъ…», и отправился с этим описанием в Москву.
Когда Великому князю Государю Иоанну IVбыл представлен инок Стефан, изложивший события явления икон, он отправляет своего слугу воина Феодора и священника Григория для удостоверения о происходивших событиях.
Прибывшие из Москвы люди также стали свидетелями Божественной благодати перед праздником Илии Пророка: здесь вновь 42 человека получили исцеление. Засвидетельствовав лично чудеса исцеления, посланники поспешили к царю Иоанну Васильевичу и Московскому митрополиту Иоасафу с донесением о чудесах и привезли в свидетели местного жителя Иону. Выслушав донесение, царь приказал поставить на месте обретения церкви во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Деревья, на которых явились иконы, государь повелел срубить. Церкви были освящены священниками соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. От царя прислали слугу с подарками для новых церквей: ризами, книгами и различной церковной утварью.
О чудотворных иконах даровавших исцеление быстро разнеслась слава по всей земле Русской. И всем кто был болен и с «верою простирал к Богородице усердное моление и проливал пред Нею свои теплые слезы, Она всегда подавала и подает множества исцелений».
В конце 1540 чудотворные иконы были принесены в Москву. По пути следования в городе Ржеве получили исцеление 9 человек, в селе Рождественское исцелилась расслабленная женщина, вышедшая встречать иконы. Жители Москвы, наслышанные о таком изобилии исцеляющей благодати от чудотворных икон вышли встречать их за 25 верст от Москвы.
Чудотворные иконы были торжественно встречены Государем Иоанном Грозным, братом его Юрием, Московским митрополитом и всем собором сначала в Новинском монастыре, потом в Успенском соборе Кремля. В честь Ржевской иконы Божией матери была возведена церковь у Пречистенских ворот, возможно, благодаря которой и была названа улица Пречистенка. На обратном пути следования икон в селе Новое Городище исцелилось еще 4 человека, во Ржеве исцелились еще несколько человек. Всего за 8 дней пути исцеление получили 26 человек.
«Сказание…» и другие исторические материалы подробно повествуют о большом числе исцелений людей от этих чудотворных икон на протяжении трех столетий.
Особое почитание Оковецкие иконы имели в Ржевском и Зубцовском уездах. С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев. Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах Ржева, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов. В 1907 году Оковецкая чудотворная икона (ввиду того что обе явленные иконы были установлены в одну иконную доску, икона стала упоминаться в единственном числе), ежегодно на две недели стала приноситься и в город Зубцов. Надо отметить, что основное население этих уездов были старообрядцы, а явленные при Иоанне Грозном иконы одинаково почитались и старообрядцами и прихожанами Русской Православной Церкви, что способствовало духовному единению людей.
В период междуцарствия, церкви на Оковце были разрушены и разорены, как и все окрестные земли, поляками и литовцами. Чудотворные явленные Оковецкие иконы по промыслу Божию были вывезены в Новгород и находились там до 1667 года также являя чудеса исцеления болящим. В том же году был восстановлен и Оковецкий храм, возобновились богослужения.
В 1930 году храм во имя Смоленской иконы Богоматери, где находились в тот момент явленные иконы, закрыли. Дальнейшая судьба Оковецких чудотворных икон неизвестна.
Святой источник Оковецкий
Сегодня Оковецкий источник , как и в прежние времена, принимает многочисленных гостей и паломников, стремящихся побывать в этих, осененных благодатию Божией, местах и испробовать воды из источника или окунуться в него. В любое время года источник открыт для всех гостей.
Усилиями прихожан Оковецкого храма и всех жителей села Оковцы, благотворителей и монастыря Нило-Столобенская пустынь, на месте бывшей часовни на святом источнике возведен и освящен храм во имя Преображения Господня, возобновились регулярные богослужения священнослужителями Ниловой пустыни. Стало традицией ежегодно 24 июля по н.ст. в день празднования Чудотворной иконы Богоматери Оковецкая-Ржевская, Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором с местными священнослужителями и братией Ниловой пустыни совершать литургию с водосвятным молебном на Оковецком источнике.
Сам источник представляет собой округлый водоем, обложенный тесаным гранитом в 1878 году накрытый сверху шатровым куполом. Большие размеры водоема обусловлены мощным потоком воды, бьющим со дна колодца. Сила потока такова, что может удерживать на весу небольшие брошенные камни. Вытекающая вода разделяется на два потока - мощная струя отведена по желобу для желающих попить, умыться или наполнить водой емкости. Основной же поток выходит в купальни и дальше в речку Пыршню.
Источник расположен на возвышенном полуострове, окаймляемом упомянутой рекой. Источник почитается Святым именно по преданиям об исцелениях явленных на этом месте. Как в прежние времена, так и сегодня паломники, приезжающие поклониться чудотворной Оковецкой иконе или Преподобному Нилу Столобенскому, считают своим долгом побывать на этом ключе и, помолившись, - прежде в часовне - а ныне в храме при источнике, окунуться, или облиться его водой, или пьют саму воду.
В наши дни благодаря небольшому монастырскому производству и те, кто не имеет возможности лично побывать на Святом Оковецком источнике, могут испробовать этой цельбоносной воды, разлитой в пластиковые емкости.
Оковецкий источник является скитом монастыря Нило-Столобенская пустынь, и здесь постоянно подвизаются и трудятся насельники и трудники обители.
Недалеко от Оковецкого ключа, в деревне Рылово находится монастырская пасека. Полюбившийся уже многим гостям Ниловой пустыни, монастырский мёд приносят нам 60 семей трудолюбивых пчел. В ближайших планах обители значительное расширение монастырской пасеки до 150 семей, ввиду большого спроса на монастырский мед, его высоких вкусовых качеств и экологически чистого района сбора."