"Пояс считался символом чести и достоинства. При посвящении в рыцари посвящаемому повязывали пояс как знак его нового статуса.Пояс-символ обета и супружеской верности.В античную эпоху пояс был символом супружеской верности и на свадьбе преподносился мужчиной невесте в качестве подарка. У пояса францисканского монаха имелось три узла, символизирующих обеты бедности, целомудрия и послушания. Не случайно испанским художником и цензором инквизиции Франсиско Пачеко в трактате "Искусство живописи" (1649) было утверждено изображение Девы Марии в сюжете Непорочного зачати,с францисканским поясом на талии. Он был принят в качестве эмблемы женой короля Франции Франциска I Клавдией. Пояс также является атрибутом апостола Фомы, получившего его из рук Девы Марии. Как элемент одежды пояс присутствует в культуре Египта, Греции и Рима, но символическую функцию верности он получил у германских народов в X-XI вв. Особенным разнообразием в этот период отличались формы пряжек на женских поясах. В последующие века пояс стал неотъемлемой частью женского костюма. Надеваемый поверх нижнего белья или сверху платья, он не только поддерживал одежду на талии, но и имел символическое значение: известно, что в средневековой Европе на казнь вели без пояса.
Пояс также держит оружие и предметы первой необходимости. «Опоясывание чресел» является в Библии символом готовности к путешествию и к борьбе, изначально и признаком корректной одежды и соблюдения обычаев, так как пояс, застегнутый кольцом, отделяет верхнюю часть тела от нижней.
Застежки были часто украшены и снабжены знаками и гербами хозяина.
В Израиле поясу священнослужителя из шерсти приписывают особую ценность. Пояс указывает на стремление к скрыванию признаков пола и поэтому уже в раннем возрасте служит знаком воздержанности и целомудрия (вроде монашеского обычая или как набедренный пояс (Zingulum) священника во время богослужения). При вступлении в орден бенедиктинцев считается: «Справедливость, будь набедренным поясом. Не забудь, что другой будет тебя опоясывать.. .» (Подчинение более высокому закону, чем любому из твоих желаний). Многократно «пояс невесты» вместе с фатой был символом добрачной непорочности; продажные женщины (мерстрисы) не смели, под страхом наказания, носить такой пояс.
В Древнем Китае чиновники носили собственный пояс (тай) с металлической пряжкой. Снятие пояса невесты в первую брачную ночь символизирует завершенное бракосочетание. Дощечки и кисточки для письма носились на ленте на поясе и прикреплялись узлом, украшенным фигуркой. Эти «тогл» в настоящее время являются предметами коллекционирования интересующихся историей искусства людей.
Представляет интерес для изучающих символы монгольский обычай «поясного ребенка»: мужчина, состоящий в связи с женщиной, передает ей при расставании свой пояс, и если она родит ребенка, то тем самым считается, что они поженились и женщина дает ребенку имя отсутствующего отца.
На Руси было в древности принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана; даже новорождённой девочке повязывали поясок. Выражение «распоясаться» в русском языке означает «обнаглеть», «забыть о правилах приличия». Сорвать с кого-то пояс при людях было тяжким оскорблением (таким же, как, например, дать пощёчину). Даже сейчас у военнослужащего, помещённого на гауптвахту, снимают пояс.
Монашеский пояс,-по объяснению преподобного аввы Дорофея, также имеет свое символическое значение. Прежде всего, по словам преподобного, он является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию, ведь и в обычной жизни мы, желая приступить к какому-либо делу, сначала опоясываемся и уже потом начинаем трудиться; недаром и Господь в Евангелии говорит: "Да будут чресла ваша препоясана" (Лк. 12, 35). Во-вторых, поскольку пояс в древности делался из кожи убитых животных, можно считать его и символом умерщвления похоти, а также напоминанием слов апостола: "Умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую…" (Колос. 3, 5)."