Mar 12, 2015 12:04
Моя подруга уходит, наконец, от мужчины, который ох и устроил бы ей жизнь; я за нее очень переживала. Я рада за нее. Но сейчас она получает свою порцию "сама виновата" и в том духе от интеллигентных творческих друзей с высшим образованием. Меня это наводит на воспоминания.
Я бы хотела таки-сформулировать как-то эти воспоминания, мне это больше не страшно.
Сначала, сразу после моего неимоверного развода, ВСЕ (даже мама), кому я хоть что-то начинала говорить о ситуации (да вот хотя бы отвечать на вопрос как дела), перебивали меня и начинали поучать, как жить, или указывать на мои ошибки в отношениях или в мышлении, которые, якобы, и заставляют меня страдать. Высказав свое мнение, люди быстро приводили разговор к концу и меняли тему. Что было особо любопытно (и возмутительно), эти же люди, если имели какой-либо контакт с моим бывшим (пусть даже видели его издалека или в фейсбуке), с большим энтузиазмом принимались рассказывать мне об этой встрече и о своем мнении о нем и своих чувствах. Если я как-то включалась в разговор, то меня снова перебивали и так далее.
Почему я тогда не потеряла надежду? Сначала я помнила, что была хотя бы одна Настя, психолог, которая искренне заботилась и беспокоилась обо мне. Ну и пусть она уехала, потом приедет. Потом появились две клиентки по массажу из дахабчан, которые просто разговаривали со мной, не обвиняя, не делая из меня идиотку. Я стала с ними дружить.
Почему я не потеряла ВСЕХ тех людей? Ну, во-первых, некоторым я отвечала, что то, что они делают противоположно помощи. Люди, которые могли это услышать и интересовались, а как же мне помочь, оставались моими друзьями. Через время я смогла просить людей не заводить разговор о моем бывшем, поскольку слушать меня о нем они не готовы. Люди, которые понимали, о чем я, оставались моими друзьями.
Некоторые просто оставались моими друзьями, потому что я так привыкла, и потому что просто неудобно было отказать им во встречах.
Хуже всего было с теми, кому трудно или бесполезно отвечать. Одна подруга раз пять в течение разных встреч произнесла "со мной такого никогда не было! слава богу со мной такого не было!". Отчего-то это ранило меня сильнее всего, и отчего-то ответить на это я ничего не могла. Ооо, сколько утр были окрашены невыносимой злобой, презрением, возмущением, виной! Да, и еще ненавистью к себе за эти чувства и за то, что я не могла ничего ответить. Через полгода эта подруга пришла и в слезах пожаловалась, что муж ее стал обзывать и грубо указывать ей, что делать. Я очень заволновалась за нее, это был плохой знак, согласно литературе. Еще через несколько месяцев там началось физическое и финансовое насилие, угрозы. Кто в ее окружении лучше всех знал о насилии в семье? Петрушина. Конечно же, она обратилась за поддержкой ко мне, искренне. И я искренне пробовала помочь. У меня мало что получалось фактически сделать, я часто ошибалась и терялась, когда ее нужно было поддержать в плане чувств. Но я пробовала, искренне. К тому времени я забыла о ее словах. Но вскоре вспомнила, как водится, во сне, и вернулись мои полные агонии утра. Я пыталась просветлеть и быть мудрой и доброй, какое-то время это помогало. Но потом пришла апатия, я не простила эту подругу. У меня, собственно, и запроса на прощение не было; думаю, она даже не заметила, что ранила меня. А мне трудно ей что-то говорить.
Одна девчонка забежала ко мне после долгой разлуки через несколько месяцев после развода и поддержала меня так: "Петрушина, смотри не ёбнись! (+ ~ одна моя подруга ёбнулась, дак это ужас-ужас-у)". Я опешила, но с этого момента смогла воспринимать странные высказывания людей с некоторым юмором. Поняла, что они - тоже жертвы.
Потооом оказалось, что многие женщины в моем окружении находятся или находились в ситуации домашнего насилия. Оказалось, что то, что я узнала за многие месяцы постыдного курения перед монитором и судорожного впитывания инфы, становится полезным, и со мной стали вступать в нормальные разговоры: человек говорит - я слушаю, я говорю - человек слушает.
А еще оказалось, что презрение травмированных насилием людей к окружающим - нормальное и повсеместное явление. И я говорю, что презрение у травмированных не только к тем, кто мог помочь и не помог в самой ситуации. Презрение рождается и к тем, кто мог не унижать тебя после нее, а унизил.
И это презрение МОЖНО как чувствовать, так и выражать. И вместе с ним МОЖЕТ уживаться любовь к этим людям.
эмоции