«Трудно быть богом» Германа смотрел в три приема. После первого просмотра, который длился около часа, к фильму вернулся только через неделю. В перерыве раздумывал - стоит ли продолжать или ну его на фиг. Но что-то в фильме все-таки зацепило, решил досмотреть.
Уже с самого начала стал воспринимать картину как документальный фильм, поэтому невнятный звук, заглядывание персонажей в камеру и прочие фишки документалистики не раздражали. Наверное, не зря Герман изначально хотел назвать картину «Хроника Арканарской резни» или как-то так. Тут важно слово «хроника». Правда, примерно в последней трети фильма показалось, что приемы монтажа изменились. Фильм стал больше похож на обычный художественный.
«Жуткий» антураж, о котором уже столько сказано, для меня ничего сверхотвратительного не представляет. Достаточно было видено фильмов, где в не меньшей степени смаковались грязь, сопли, слюни, блевотина, немытые тела и гениталии крупным планом. Ну, может быть только, что у Германа всё это дерьмо более плотное по консистенции и фактурнее. Лично я уже минут через сорок привык к этим страшилкам, и они не отвлекали внимания от сюжета.
Вообще, после просмотра «ТББ» возникло ощущение, что это визуализация ворчания и брюзжания старого человека на тему как плохо устроен мир, что нет в жизни счастья, что человек по сути своей - конченая сволочь, и в нравственном отношении нисколько не становится лучше, живи он в хоть в средневековье, хоть в светлом прогрессивном будущем.
Про всякие зашифрованные в картине фишки говорить не хочу. Об этом уже много написано профессиональными критиками.
Финальная сцена, где Румата играет джазовую мелодию, и какой-то мужик из местных спрашивает дочку, нравится ли ей такая музыка, а та отвечает, что от такой музыки у нее живот болит, навела меня на мысль: а может быть, фильм на самом деле задумывался всего лишь как реквием по поколению 60-х? Тогда становится понятен выбор для сценария «ТББ» Стругацких.
Я специально после просмотра картины еще раз перечитал «ТББ».
На мой взгляд, это два разных произведения.
Зачем нужно было за основу фильма брать Стругацких, я так до конца и не понял.
Подобный фильм можно было снять и на основе собственного сценария.
Аминь.