Берлин, день первый (на самом деле второй)

May 14, 2016 01:24

Конец апреля всегда был для меня любимейшим временем года. В первую очередь, это начало настоящей теплой весны, а во времена моего детства ещё и весенние каникулы. Тогда я неизменно уезжал на дачу, где до одури гулял и катался на велосипеде, в общем, там была совсем другая жизнь, отличная от поднадоевшей за зиму городской. А в этом году на конец апреля мы запланировали поездку в город, где нам давно хотелось побывать - в Берлин. Сразу скажу, что столица Германии произвела просто прекрасное...нет, не то слово, правильнее будет написать просто волшебное впечатление, и, что важно, Берлин оказался совсем не таким, каким я его представлял. Мне казалось, что он будет более столичным, что ли, а на деле город на Шпрее оказался провинциальным, в хорошем смысле этого слова. В общем, в Москву мы привезли кучу впечатлений и более 60Гб фоток, которых хватит на добрый десяток постов, буду понемногу всё публиковать. Итак, поехали, alles gut:)




Для проживания мы выбрали район Веддинг - старый (первые упоминания о нем датируются XVIII веком) район с удивительной историей. В отличие от буржуазного Митте, расположенного по соседству, Веддинг всегда имел репутацию рабочего района, уже в начале прошлого века он был заселен преимущественно работниками многочисленных фабрик, располагавшихся тут же. После окончания войны, когда город был разделен на зоны, Веддинг находился в французской зоне, а после возведения Берлинской стены тут был организован большой пограничный пост с пропускным пунктом (его следы мы ещё увидим). Говорят, что именно в Веддинге был прорыт первый подземный тоннель, по которому жители восточной части города бежали прочь из царства совка в благополучный ФРГ.

После объединения города и страны Веддинг оказался районом с наименьшей, по сравнению с соседними Митте и Шарлоттенбургом, стоимостью жилья, что сказалось на населении - сюда устремились арабские, африканские и турецкие переселенцы. Сегодня это один из самых многонациональных районов Берлина, что, впрочем, не напрягает вообще никого, а наоборот, придает Веддингу свой колорит, например, мы завтракали в турецком кафе, обедали китайской лапшой (настоящей, приготовленной китайцами, которая, кстати, не чета лапше, которой кормят нас хипстерские заведения в Москве), а ужинать могли пойти в итальянскую пиццерию, где и повара, и официанты, и владелец - итальянец. Кстати, в Веддинге провел детство Кевин-Принс Боатенг, защитник сборной Германии по футболу. Вот такой район:)

Ещё важная деталь - помимо мигрантов, низкие цены на жилье привлекли в Веддинг художников, музыкантов и прочую творческую молодежь, которая начала занимать помещения пустующих фабрик, организуя там жилье и художественные галереи, благодаря чему, различных арт-объектов тут чуть ли не больше, чем в остальных районах Берлина. Кстати, квартиру мы сняли в старом здании (судя по внешнему виду, как минимум, постройки начала прошлого века), в котором раньше располагалась именно фабрика, а нашей квартирной хозяйкой оказалась девушка-владелица расположенной неподалеку арт-галереи. Квартира, кстати, небольшая, но невероятно уютная, с трехметровыми потолками и огромными окнами. По глупости не сфоткал ни дом, ни квартиру изнутри, разве кое-что в Инстаграме есть, но если кому интересно, могу скинуть в личку профиль квартиры на airbnb.

Свой первый день в Берлине мы, можно сказать, проспали - сил хватило только на марш-бросок до ближайшей бургерной и прогулку по паркам, которых, к слову, в окрестностях оказалось сразу два. А вот следующий день было решено провести с большей пользой - пешей прогулкой до мемориала Берлинской стены, оказавшего в нескольких километрах от нашего дома. Путь туда лежит через центральную улицу района - Мюллерштрассе, переходящую затем в Шоссештрассе и Фридрихштрассе.




Площадь Леопольдплатц:




Вход на одноименную площади станцию метро линии U6 и U9. О метро, конечно, будет отдельный и тоже большой рассказ. Вход на станцию граничит с местным универмагом, где мы каждый день закупались всем необходимым.




Просто красивое здание.




Светофоры. Кстати, в Берлине существуют два типа световых указателей на них: традиционные, как у нас, и такие, как на фото - более веселые, если можно так сказать. Родом они из Восточного Берлина. Когда после объединения города власти решили сменить указатели на традиционные, местные жители попросили их оставить. У человечка на светофоре есть имя - его зовут Ампельманн, и теперь он - один из главных символов Берлина. В городе есть несколько больших сувенирных магазинов, полностью посвященных ему.







Некое религиозное сооружение. Как я понял, баптистская церковь.




Станция Wedding системы S-Bahn, городской электрички. В центре кадра можно разглядеть вход в метро.




Утром буднего дня людей на улицах совсем мало.




Интересное офисное здание образца 70-80-х годов. Тут располагается офис известного немецкого фармакологического концерна.




Один из многочисленных небольших парков. Город буквально утопает в зелени.




В парке установлена скульптура, посвященная трагическому разделению немецкого народа. Автор - Хильдегард Леест. Скульптура заняла свое место в 1962 году, всего через год после возведения стены.




Как легко догадаться, скульптура установлена тут не просто так, следы Берлинской стены нужно искать где-то неподалеку. И точно, они обнаружились буквально в десяти метрах, на пересечении Шоссештрассе и Лизенштрассе. Таким контуром обозначаются места, где проходила стена.




На месте, которое сейчас занимает заправка (справа на фото), был большой пропускной пункт с нейтральной полосой. Сейчас о нем почти ничего не напоминает...




...разве что эти небольшие постройки в центре кадра, явно относившиеся у КПП, да и в принципе улица в этом месте выглядит необычно широкой. КПП был большим, желающие могут посмотреть его фото в Сети, но малоизвестным - знаковых инцидентов, как на соседнем КПП, о котором расскажу чуть позже, тут почти не было.




Когда-то тут проходил трамвай. Интересно, когда его сняли. Варамова с Кацем на них нет!




Сворачиваем с Шоссештрассе на Бернауэрштрассе, и первое, на что падает взгляд - вот эта ВАЗовская "шестерка". Как потом выяснилось, её можно взять напрокат. На заднем плане станция S-Bahn Nordbahnhof.




А вот и начало мемориала стены. Металлические прутья проходят там, где она была установлена.




Мемориал на Бернауэрштрассе был открыт в 2010 году и представляет собой различные инсталляции, расположенные вдоль сохранившегося куска стены.




Слева - запад, справа - восток:




Основная экспозиция расположена на территории пограничной полосы. Там можно увидеть, как выглядели эти места в 61-м году, когда стена была возведена, и позже.




Восточный Берлин начинался сразу за той, дальней стеной. На стенах ближайших домов можно увидеть фотографии тех лет.




Бетонные блоки, оставшиеся от стены:







Один из сохранившихся фрагментов:







На фотографиях люди, погибшие в первые дни существования стены. Все они пытались выпрыгнуть из окон домов, расположенных в Восточном Берлине, выходивших прямо на стену (потом дома были снесены, а их оставшиеся фасады служили частью стены). Кто-то разбивался, но куда больше людей были расстреляны пограничниками с восточной стороны...




Сразу за стеной расположено кладбище. Когда-то на Бернауэрштрассе располагалась церковь Святой Софии, которая была разрушена при сооружении стены, а находившееся за ней кладбище было перенесено восточнее.







Фрагмент стены со стороны западной части города. Если в Восточном Берлине просто так подойти к стене было невозможно, в Западном доступ к ней был свободен.




Теперь тут течет спокойная жизнь. Если бы не мемориал, ничего бы не напоминало о трагическом для страны времени.




Соседние дома:




Вышка справа - часть мемориала. Тут же находится мемориальной музей. Я заглянул внутрь на пару минут, но дольше находиться не мог - накатил комок к горлу. Так что пойдемте лучше на вышку.




Сверху можно увидеть фрагмент границы в таком виде, каким он был в 1989 году, когда стена была разрушена.




Я слышал, что такие пограничные вышки сохранились в некоторых других частях города, даже видел фото одной из них прямо посреди жилой застройки, но своими глазами видеть их не доводилось.




Пока стоял и смотрел на сохранившийся кусок границы, возникла мысль, что весь мемориал - отличный ответ тем, кто мечтает вернуться к "старым добрым временам".




После осмотра мемориала было решено пойти дальше, вернуться на Шоссештрассе, дойти до Фридрихштрассе и знаменитого чекпойнта Чарли, а потом, через Унтер-ден-Линден, до Бранденбургских ворот и Рейхстага. Мост через Шпрее на нашем пути:




Станция "Фридрихштрассе". Когда-то на ней был один из самых важных пропускных пунктов между двумя Берлинами. Станция много где упоминается, из последнего - фильм "Шпионский мост", очень рекомендую посмотреть.




А вот и чекпойнт Чарли, или просто бывший КПП "С".




Рассказывать его историю тут слишком долго, отмечу лишь, что это самый известный КПП времен двух Берлинов, герой многочисленных романов и фильмов, того же "Шпионского моста". Именно через этот КПП было совершено наибольшее количество попыток бегства из Восточного Берлина в Западный. Сейчас это просто туристическая достопримечательность. Старый КПП был закрыт в 1990 году, по виду он отличался от сегодняшнего, открытого позже уже как аттракцион для туристов. Тут же находится музей побегов через стену и многочисленные сувенирные лавки.




Сохранившиеся информационные щиты с обеих сторон:







Тут же дежурят "пограничники", с которыми все желающие могут сфотографироваться:










Кстати, возвращаясь к "Шпионскому мосту", который стал одним из моих любимых фильмов, отмечу, что все связанные с чекпойнтом Чарли сцены снимались почему-то не здесь, а в польском Вроцлаве:) Но, повторюсь, фильм классный, Спилберг великий режиссер всё-таки.




Вернувшись на Унтер-ден-Линден, мы почему-то направились в противоположную Бранденбургским воротом сторону, дойдя до Берлинского Кафедрального собора - самой большой евангелической церкви Германии.




...




Берлинская телебашня вблизи. В отличие от нашей Останкинской башни, тут она видна отовсюду, даже из отдаленных районов города. В внутри, кстати, также расположен вращающийся ресторан.




Идем обратно, мимо Исторического музея:




А вот и Бранденбургские ворота. Честно говоря, раньше представлял их куда более внушительными.




Вид сзади. На асфальте можно заметить выложенную брусчаткой линию - это тоже граница стены, мы стоим на территории британского сектора, а ворота находились на территории советского. Получалось, что близко подойти к воротам не могли ни жители Западного Берлина, ни жители Восточного - с советской стороны ещё шла защитная полоса с "мини-стеной".




Дорога от ворот до Рейхстага проходит через небольшой сквер, тут же находится мемориал преследуемым во времена нацизма цыганам:




А вот и Рейхстаг:










Сфотографировать лучше Рейхстаг не получилось - со стороны главного входа проход перегорожен, закрыт доступ на площадь напротив. Вдобавок ко всему, вокруг царила какая-то суета - приезжали и уезжали автобусы с делегациями в строгих костюмах. Видимо, какое-то мероприятие было. Пока фотографировал, подумал, что я не первый член нашей семьи, побывавший здесь - в 1945-м тут стоял мой дед, оставивший, кстати, свой автограф на одной из стен Рейхстага. Без нескольких дней, 71 год назад это было...Жаль, его не стало, когда я был маленьким, так хотелось бы расспросить его о том Берлине...




Посмотрев на Рейхстаг, мы отправились домой. Надо было поехать на метро, тем более, что путь занял бы минут 20, не больше, но мы решили снова идти пешком. Результат - уставшие ноги, а я умудрился ещё и сгореть на солнце. Но оно того стоило:)

Продолжение следует. Спасибо за внимание и терпение:)

18-135, 650d, Берлин, путешествия, Берлинская стена, Германия, фото

Previous post Next post
Up