Интересных зданий в Москве много, а Дом Мельникова один. С того момента, когда я впервые увидел его своими глазами (а случилось это в самом начале прошлого лета, в результате которого родился
этот пост), я очень хотел вернуться и побывать внутри, несколько раз хотел записаться на экскурсию (а это непросто, учитывая, что желающих увидеть шедевр русского авангарда очень много, а количество экскурсий и численность групп небольшие), но всякий раз мешала дурацкая привычка откладывать всё на потом. Осуществить мечту помог счастливый случай: некоторое время назад в соцсетях Дома был объявлен конкурс Avantgarde Detail, о котором я узнал, благодаря Анне - экскурсоводу Дома, за что ей ещё раз огромное спасибо, я-то со своей паталогической внимательностью его бы и не заметил. Неожиданно ваш покорный слуга занял в этом конкурсе второе место и был приглашен прийти по знакомому адресу - Кривоарбатский переулок, 10, в четверг утром. Не представляете, как я ждал четверга! Собираясь, захватил с собой камеру: хотелось попросить разрешения сделать пару-тройку кадров внутри, но даже и не мог себе представить, что получится сделать намного больше! Впрочем, обо всём по порядку...:)
Кривоарбатский переулок встретил меня прохладной мартовской погодой и привычным видом на хмурый МИД.
А вот и Дом:
Первого же взгляда хватило, чтобы заметить первое со времени моего прошлого визита изменение - вот этот ретро-указатель с номером. В прошлый раз его почему-то не было на месте, были только отверстия под него.
...
Такое впечатление, будто на дворе не начало весны, а самый разгар осени.
Следующее изменение ожидало меня во дворе - тут появились интересные стенды...
...и ,кстати, отреставрированы оба забора, как со стороны двора, так у главного входа.
На стендах можно увидеть информацию о Доме, архивные фотографии и рисунки Виктора Константиновича Мельникова - сына Константина Степановича. Кстати, слева видна первая фотография Дома, которую мне довелось увидеть пару лет назад. Помню, как тогда она меня поразила.
План Дома, нарисованный Константином Степановичем:
В прошлый раз я основательно погулял по двору, тем более, что и погода в начале июня больше к этому располагала, поэтому если кому-то интересно - милости прошу
по ссылке.
...
А нам пора внутрь. Забегая вперед, скажу, что изнутри Дом оказался совсем не таким, каким я представлял его по найденной информации и найденным в Сети фотографиям - всё в разы масштабнее и интереснее. За свою жизнь мне довелось побывать в самых разных музеях-квартирах, но такой атмосферы я ещё не встречал. Переступив порог Дома, полностью забываешь о реальности и переносишься в прошлое. Итак, всё начинается с прихожей. Всё, что вы видите, подлинное - и вешалка, и головные уборы образца конца 20-х годов прошлого века, и рюкзак с тростью, принадлежавшие Виктору Константиновичу.
В доме два больших окна, одно находится в прихожей, другое - в столовой, куда мы ещё попадем.
...
А вот и столовая, небольшая и уютная. Если не обращать внимания на характерное шестиугольное окно, такая же столовая вполне могла быть, например, в любом старом жилом доме или на даче.
Можно легко представить, как семья Мельниковых собиралась за этим столом для чаепития или ужина.
...
Обратите внимание на лампочки под потолком - каждая из них включается отдельно, интересная конструкция:
А мы идем дальше по коридору и попадаем на кухню, она слева:
Кухня небольшая и очень простая, с шкафчиками для утвари, плитой и раковиной:
Все предметы быта (за исключением плиты, её можно отнести к шестидесятым-семидесятым годам) сохранились с тех времен:
...
В углу находится неприметный люк, ведущий в подвал:
Сейчас там лежат подрамники. А на сам подвал мы ещё посмотрим:
Вид в сторону столовой. Слева - детские комнаты, справа - раздельный санузел.
Ванная комната:
Большая чугунная ванна. Такая же стояла в нашей старой квартире на Мясницкой, хорошо её помню.
Горячей воды в доме изначально не было, была нагреваемая колонка.
Разделенные перегородкой детские комнаты. В 50-х перегородка была убрана, а примерно в 70-х воссоздана.
...
Рядом находится ещё одна комната - гардеробная со встроенными шкафами. Здесь члены семьи Мельниковых переодевались перед выходом на улицу или наоборот, после возвращения домой.
Аутентичный светильник:
К сожалению, дом требует работ по восстановлению, для которого его придется снова закрыть для посетителей. Сказываются как факторы времени, так и последствия нескольких неудачных попыток ремонта. Например, косметического ремонта для восстановления потолка будет недостаточно, нужен капитальный:
На первом этаже находится и совсем небольшой кабинет Константина Степановича:
Все висящие на стенах рисунки выполнены Мельниковым-младшим:
Интересная система, позволяющая регулировать светильник по высоте. И обратите внимание на проводку.
Красный уголок:
Перед тем, как спуститься в подвал, нам показали эти два отверстия в стене. Они тут не просто так: сейчас бы их назвали Communication tube - с помощью этих отверстий жена Константина Степановича, Анна Гавриловна, могла позвать находящегося в мастерской мужа вниз (например, на обед), не поднимаясь наверх.
В подвал ведет эта небольшая лестница:
Спустившись, я в очередной раз удивился, так как думал, что подвал намного меньше. Именно здесь находится система отопления дома, как именно она функционирует, подробно рассказывать не буду - приходите на экскурсию:) Отмечу лишь, что внизу очень жарко. Вообще, система отопления и вентиляции тут крайне интересна, продумана буквально каждая деталь, каждое отверстие имеет своё предназначение. Поэтому, повторюсь, лучше прийти и увидеть всё своими глазами.
Интересная деталь: стены подвала - остатки цокольного этажа старого дома, стоявшего тут когда-то. Слышать раньше об этом не доводилось.
В глубине подвала находится верстак с различными инструментами. Если присмотреться, в центре кадра можно разглядеть подрамники, которые мы уже видели через люк из кухни.
Настало время подняться на второй этаж. Наверх ведет лестница, расположенная напротив прихожей. Справа портрет молодого Константина Степановича:
Если вдруг вы не понимаете, что же такого я нашел в этом старом доме, то момент, когда уже поднялся по лестнице на второй этаж, и входишь в гостиную, лучше всего способен ответить на этот вопрос. Понятно, что фотография не может в полной мере передать всей полноты ощущений, но тем не менее: после первого этажа с его маленькими помещениями и низкими потолками, от которых создается впечатление, будто находишься в малогабаритной квартире, переступаешь через порог гостиной и видишь...
Мельников - просто гений использования свободного пространства. Тут много света, воздуха, и это несмотря на то, что в реальности площадь гостиной нельзя назвать огромной. Не последнюю роль тут играют простирающиеся от пола до потолка окна - свет как будто равномерно рассеивается через них, и это создает удивительный эффект. И акустика тут тоже прекрасная - недаром в гостиной когда-то стояло фортепиано.
Очень вовремя солнце выглянуло...
...удалось сфотографировать его след на полу. Ровно через секунду солнце исчезло. Кстати, ковер - тоже экспонат, был привезен Константином Степановичем из Парижа.
Рабочий стол Константина Степановича стоит здесь не случайно: однажды он переехал свою мастерскую сюда, оставив мастерскую на третьем этаже сыну.
"Архитектура моей жизни. Классика и модерн две архитектурные клячи" - цитата из автобиографической монографии Константина Степановича.
Вид из окон гостиной на Кривоарбатский переулок:
Как известно, Дом Мельникова - это два соприкасающихся цилиндра. Гостиная - то место, где они соприкасаются, здесь это хорошо заметно:
...
Обратите внимание на форму окна - это единственное восьмиугольное окно, остальные 57 - шестиугольные. Помню, летом я пытался найти это окно стоя во дворе, но сделать это мне так и не удалось.
Интересно, что изначально этого окна запланировано не было, но в процессе строительства Константин Степанович заметил, что через это место в гостиную попадает луч солнца, и окно решено было сделать.
Светильники аутентичные, им столько же лет, сколько и Дому:
Оригинальное решение для журнального столика:
...
Настало время идти дальше - в спальню. По пути взгляд падает на ещё одну интересную деталь - оформление лестничного проема, особенно впечатляют массивные двери. Ещё особенность - все лестницы в Доме очень крутые, подниматься или спускаться по таким с непривычки непросто.
Спальня. В отличие от гостиной, она более темная, и потолки здесь куда ниже.
К сожалению, сейчас спальня выглядит совсем не так, как в в довоенный период, - уникальные встроенные кровати безвозвратно утеряны по довольно простой причине - во время войны ими топилась печь. Кроватей было три - двуспальная для Константина Сергеевича и его жены, Анны Гавриловны, и две односпальные - для сына и дочери.
Вот так выглядели те кровати:
Большое количество находящейся сейчас в Доме мебели появилось тут позже даты постройки; изначально её было совсем мало, что, впрочем, соответствовало концепции Дома - только самое нужное, ничего лишнего. Что касается непосредственно спальни - тут вообще не было мебели, кроме тех самых встроенных в пол кроватей.
Спальня - особенное место в Доме: Константин Степанович придавал большое значение сну, считая его важнейшим из существующих способов восстановления организма.
...
Благодаря цвету стен в спальне, хорошо заметна граница между ней и гостиной. Стены и потолок спальни выкрашены золотистой краской, и это не случайно - Мельников считал, что, благодаря такому цвету оформления, в помещении "виден воздух".
Снова поднимаемся наверх - нас ждет знаменитая мастерская.
А вот и она:
Площадь мастерской - 50 квадратных метров, но игра света и пространства визуально увеличивает её.
...
Утюжок, как будто случайно оказавшийся на полу мастерской, выполняет важную функцию - закрывает собой место стыка деревянных половиц, о который любой гость Дома может споткнуться.
На фотографиях Виктор Степанович Мельников:
Свет и ещё раз свет:
Лестница посреди мастерской ведет на антресольный балкон. Сложно удержаться от соблазна подняться наверх.
На балконе оборудовано сидячее место - отсюда Константин Степанович любил рассматривать лежащие на полу мастерской эскизы работ, а его сын - проводить занятия по живописи для студентов.
И правда - вид отсюда отличный:
Неожиданно рядом обнаруживаются полки с Советским Энциклопедическим Словарем::
Кроме того, с балкона можно выйти на крышу. В холодное время года проход для посетителей туда закрыт, что логично, но есть вероятность, что весной и летом сюда будут пускать гостей. Мельниковы использовали крышу для чаепитий (представляю, как это было чудесно, особенно если вспомнить, что в то время окружающие дома были другими) и в качестве солярия. Надеюсь, когда-нибудь попаду сюда.
Настало время прощаться с гостеприимным Домом Мельниковых. Ещё раз смотрим в окна во двор и спускаемся вниз.
Спасибо за внимание!
P.S. Выражаю огромную благодарность сотрудницам Музея Архитектуры им. Щусева Анне Кистановой и Елизавете Минаковой за потрясающую экскурсию по Дому.
Ссылки по теме:
Фотоальбом со всеми моими фотографиями, сделанными в Доме, - их 158 Невероятно интересный
Инстаграм-аккаунт Дома Мельникова. Рекомендую подписаться.
Если хотите попасть в Дом на экскурсию -
вам сюда. Обратите внимание - записываться надо сильно заранее.
Пост о Доме
авторства Ильи Варламова, рассказывающего о том, как уникальный памятник русского авангарда стал объектом многолетних судебных тяжб.
И последнее - интересное ЖЖ-сообщество
k-melnikov, найденное в процессе написания поста.
Теперь точно всё. Спасибо всем, кто проявил терпение, и сумел дочитать до конца этот пост, к слову, самый длинный из всех, которых я когда-либо писал. До новых встреч и любите старую Москву!