Я решила выложить свою книгу. Что то среднее между методичкой и мемуарами. А вдруг кому понадобится?
Вместо вступления
«Терпение- вот ключ который открывает все двери» . Конфуций
. Работая когда то преподавателем изостудии и профессионально занимаясь гобеленом, я и не думала совместить оба этих дела. Была уверена, что у детей на гобелен терпения не хватит. Ручное ткачество это работа любимая и красивая но немного каторжная . Но мало ли чего мы не предполагаем. Случилось . В самом начале этой авантюры не было ни методик, ни готовых решений. Прошло несколько лет. На каждом занятии сидело по 10- 20 детей, а за учебный год через кружок их проходило не меньше сотни. Я преподавала, и там же в кабинете в обеденный перерыв ткала свое Чему то научилась ,нажила собственные приемы и хотя это знают и умеют многие - художники по текстилю в первую очередь, может быть эта книжка кому ни будь пригодиться .
Глава первая;- "Что нужно для начала работы с детьми "
По настоящему для создания гобелена нужно многое и всерьез . Но мы сейчас говорим о детском гобелене а значить о работе любительской. Не буду спорить о том может ли быть детская работа профессиональной, и возможно ли научить детей быть ткачами исполнителями Не уверенна, мягко говоря. Знаю о попытках этого, например, в Египте когда то дети успешно делали сувенирные ковровые изделия и торговали ими. И на Востоке, в том же Иране ткут с малолетства. Но торговать я и сама не умею и речь о другом. Особенности реальной работы с детьми в том что приходилось часто совмещать вещи противоположные, теоретические «в принципе надо», «как положено» и реалии «как получится» и «из того что есть». И при этом без денег. Поэтому поговорим и о том без чего не обойтись, и о том чего очень хотелось бы.
Обязательно нужны;
Нитки-
Нитки основы- то на чем мы будем ткать. Это вы должны организовать на всех , в первую очередь. Клубки или большая бобина толстого шпагата или плотных достаточно толстых нитей, желательно льняных или хлопчатобумажных. Ирис, « Кабле», нитки для вязания крючком. Синтетика решительно не подойдет. При сильном натяжении ниток на раме- нити не должны резать пальцы. Поэтому швейные, вощеные нитки не рекомендуются, так же как и скользкий синтетический шелк.
Естественно нужны и нити для работы, то чем мы будем ткать .Обычная шерстяная пряжа для вязания. Шерсть или смесь шерсти и синтетики. Допустимы в принципе любые нитки лишь бы они были примерно одинаковой толщины . Очень тонкой шерстяной нитью можно добиваться живописных решений, точной, изящной работы, но для этого ее надо складывать в несколько сложений, пучком , сматывать в специальные моточки а это у детей чаще всего не получается .Для начала проще ткать короткими кусочками толстых ниток. Поэтому сгодятся нитки от распущенного ручного вязания, отходы, маленькие клубочки. Не советую распускать трикотаж- замучаетесь. В дальнейшем при экспериментах ткачества возможно все, и сочетания разных по толщине нитей, и разные фактуры- пушистый мохер, например и толстый шелк, использование грубых веревок, нарезанных лоскутов, блестящей мишуры- но в начале проще от всего этого воздержатся, хотя бы пока дети не освоят азбуку ткачества.
Инструменты:-
Каждому ученику свои ножницы- без них не обойтись. В изготовлении больших художественных гобеленов используется специальная колотушка- тяжелый металлический гребень на рукоятке, но в работе с детьми удобнее обычная вилка ( столовая, для еды). Ею прибиваются нитки, для плотности полотна. (Помню когда меня заставили написать плакат- инструкцию по технике безопасности, то одно из правил звучало так: «Вилками в друг друга не тыкать!»)
Еще каждому ученику нужна своя отдельная маленькая деревянная рамка, или подрамник, крепкая, без заноз, с смягченными скосами краев- чтоб при натяжении не резало нити. К рамке нужны еще две- три отдельные рейки или палочки или рейки - достаточно прочные, ровные толстые и длинной чуть побольше ширины краев рамы. Одна палочка служит для оттягивания основы- для натяжения нитей, вторая для того что просунуть ее меж нитей при переборе их на первую- вторую
При 20 учениках у вас наберется 20 рамок- их удобнее развесить на стенах отдельно на гвоздях чтоб натянутые нити основы не сдвигались. И очень будет наглядно. Это займет целую стену, а может быть и все «висячее» пространство кабинета.
Очень желательно чтоб там где идут занятия, стоял и настоящий , большой ткацкий, вертикальный станок или ткацкая рама и чтоб на нем шла параллельная работа взрослого художника.
Это дает уровень, наглядный пример, подчеркнет серьезность этого занятия. Конечно с учениками, особенно младшего возраста, не то что ткать- присесть некогда. Во всяком случае, вначале, на первом году обучения. Но если есть возможность выкраивать часы на творческую работу самого педагога это и для детей очень полезно.
Если позволить себе помечтать то хотелось бы еще в кабинете иметь и прялку, старинную, бабушкину с колесом, и деревянные веретена, корзины для клубков, репродукции гобеленов. Занавески красивые . Для оформления кабинета очень хорошо бы повесить хотя бы одну настоящую работу взрослого художника, руководителя кружка или студии. В дальнейшем на стенах появятся работы самих учеников
Если стена кабинета- бетонная можно набить на нее деревянные рейки на которые уже можно будет вешать все что нужно.
Хранить мешочки и пакеты с нитками придется в шкафу если он есть, или в ящике, большой коробке. Отдельные ,свои собственные клубочки дети держат по своим именным пакетам, а для ножниц удобнее сделать специальное место- держалку. Кроме того для начала нужен задел, запас общих, цветных ниток, для тех кому не хватает какого то цвета или для детей которые пришли впервые или вообще с собой ничего не имеют. Нужно чтоб были и свои нитки у каждого и общие. По ходу дела материалы для работы всегда потом как то находятся и чем дольше занимаешься гобеленом тем больше ими обрастаешь .
Нужна бумага для картонов- рисунков подкладываемых под нитки. Очень хорошо если есть еще и настоящий белый плотный картон для оформления готовых детских работ, для паспарту. Нужны простые карандаши и черный фломастер или маркер для проведения линий рисунка прямо на натянутых нитях. Потом при срезе готовых работ понадобятся утюг и ткань на которой гладят и сквозь которую отпаривают готовые работы. ( Эту работу я детям не доверяла, делала сама)
Из мебели нам нужны будут стулья, и место, куда можно будет прислонить рамку во время работы. Столы например. На каждого ребенка нужно столько места чтоб они не толкались локтями ,и чтоб на всех хватало освещения. Кабинет должен быть теплым, и достаточно проветриваемым, для того чтоб в нем не накапливалось шерстяной пыли. Стены должны быть обязательно светлыми, а в идеале- белыми.
Очень хорошо если есть возможность иметь электрочайник и угол, небольшой столик, где можно выпить горячего чаю. Бокалы дети обычно приносят с собой, свои. Общие чаепития не обязательны, но хотя бы вода для ребенка должна быть. Разумеется, в здании для детей должен быть и туалет доступный, чистый и удобный. Иначе с шестилетними малышами будут дополнительные хлопоты. Кто знает кто придет к вам на занятия и кого ученики приведут с собой? . Прошу прощения если говорю всем известные банальности, но как часто на них не обращают внимания сразу при организации занятий, не обсуждают все это и права с начальством не качают, а потом все мучаются
И главное- с самого начала нужно сделать так , чтоб и вам самим и детям было хорошо. Чтоб комната нравилась, чтоб было уютно, спокойно, и тепло и телу и душе.Окружающие нас стены очень влияют на полученный результат В это я твердо верю.« Сколько удовольствия вложишь в работу- столько зритель и получит обратно. Иван Ефимов»