то же самое- пост старый, но пусть будет и у меня тоже
Оригинал взят у
noel77 в
Шитье лица для текстильной куклыМне хотелось бы поговорить о шитье лица для куклы из обычных материалов- ситчика, бязи и других неэластичных тряпочек. Отдавая дань возможностям трикотажа, я все таки расскажу вам сегодня о моем опыте работе с более «старыми» и простыми традиционными тканями и о приемах которые можно использовать
Итак берем тряпочку . Ситец плотный, бязь- что ни будь в этом роде. Что мы можем с ней сделать? Лично я всегда пляшу от печки- то есть делаю куклу от головы, от лица
Проще всего нарисовать овал (с шеей ) выкроить и сшить подушку головы. И набить ее потуже,стараясь это сделать без складок на подбородке и щеках. (Конечно в идеале лучше всего было бы делать это все из белого плотного тонкого трикотажа но это уже другие возможности и приемы и о них- в следующий раз)
А вот потом есть несколько самых разных способов превращения этого плоскостного мешочка-кисета в лицо
Первое - просто расписать.
Проще всего -обычным акрилом. Ткань можно предварительно прогрунтовать к примеру желатином или ПВА, а я однажды попробовала и акриловым грунтом под масло- и маслом же и расписывала (больше не буду- морока!)
По высушенной поверхности можно рисовать лицо,. Первое что многое определяет на лице человека это нос. И рисуя его причем можно ограничится тенью- треугольничком под слегка выбеленным «носиком»,
а можно нанести боковые тени- линии, дать носу «длинный» рисунок и сделать его например в совсем другой графической манере, более условно. Да и использовать кроме акрила можно и контуры и краски по стеклу и бисер
Роспись можно делать и на белой ткани «лист бумаги» и на тонированной например чаем и на цветной ткани. Причем ход росписи может очень сильно зависеть от первоначального тона и цвета основы. На черной ткани основные формы надо набирать белым цветом,- как у Кощея или традиционно мексиканской куклы- "скелета" А на светлых фонах пишем тени
Причем- это важно!- роспись на ткани можно делать двумя способами- на уже сшитом и прогрунтованном «мешочке» или заранее на отдельном куске ткани из которого все это потом будет выкраиваться и сшиваться. Батик на шелке выполняется именно так - на туго натянутой ткани после чего уже готовое нарисованное лицо вырезается с припуском на швы и сшивается- тогда важно приноровится , угадывать изменение пропорций рисунка при набивке. Я лично выполняю роспись на уже готовой форме
При нанесении рисунка, возможно применение трафаретов
фотопечати на ткани, декупажа, специальных фломастеров по ткани. А можно например взять слабоузорчатую ткань и «вписать «в нее рисунок лица. Сюда же в эти приемы декорирования с некоторой натяжкой можно отнести и коричные, «чердачные», «пряничные» куклы- когда ткань обрабатывают корицей и кофе а потом дополняют росписью, или накладными пришитыми деталями
Можно использовать графический прием «три четверти» не приклеив аппликацию а пришив ее из ткани (с твердой подкладкой внутри)
Можно попробовать сделать плоское лицо путем аппликации из кусочков проклеенной ткани
но для этого стоит поискать специальные клеи для ткани, и попробовать нанести лак для сохранности. Вообще текстильная кукла это просто море для экспериментов!
Второй основной прием изображении лица -это накладные детали.
При сборке лица куклы можно использовать не только детали из ткани (отдельно сделанный нос например или губы) но и пуговицы
и может быть пластмассовые готовые глаза (ну…не знаю). Интересный ход когда глаза делают обтянув крупные пуговицы тканью и расписав).
Нос может быть самой разной формы- от помпона Клоуна, колбаски или просто сложенной в объем полоски ткани , до «носолба» романтического героя
И наконец можно использовать не роспись (фотопечать, трафарет, рисунок) а вышивку. (Я лично ее делала на уже готовом мешочке -плотно набитой заготовке)
Принципиально иной крой «подушки» это профильное решение, когда посередине лица красуется вертикальный шов. Лично мне этот ход не нравится? но если куклу планируют рассматривать только в профиль- почему бы и нет?
Разумеется, почти все описанные выше приемы могут быть применены и к профильным куклам.
Это;-
Роспись
Пуговицы,в том числе и расписные
вышивка, трафарет.
аппликация
Для кукольных голов из неэластичной ткани возможен более сложный крой голов, например «тыква» , шар из сшитых лепестков . Можно подложить под ткань выпуклые детали носа и подбородка но тогда придется заложить лишние выпуклые складки в «морщины, или швы-«шрамы». Возможен самый фантастический крой- как у кукол Тряпиенсов Любови Юкиной. Ну и конечно можно и нужно комбинировать все эти приемы, сочетая те возможности которые вам нужны для воплощения образа вашей куклы
Стоит еще добавить что часто выполняя «декор» лица- то есть оживляя куклу глазами, ртом и т д полезно иметь под рукой и тряпочки из которых будет костюм и будущие волосы причем положить это все поближе к расписываемой голове. Для общего впечатления. Посмотрите как увязана роспись головы с общим колоритом куклы, с фактурами и образом. Это кукла
моей любимой кукольницы Анастасии Кацан.
Готовя эту статью, я попробовала сама для себя разложить по полочкам возможности и приемы и у меня получилась примерно такая табличка-списочек
Форма головы- мешочек фас, профиль со швом, и «сложносочинненый» покрой
Декор- Роспись, Накладные (пришивные) детали, вышивка, аппликация, (это то что я практикую)
Любые «перекрестия» приемов, например- вышивка на мешочке- фас и вышивка в профиль
И сочетание сразу нескольких приемов, и росписи и пуговиц например…
Буду рада если этот материал вам пригодится.