Пожалуй, что своё 46 я начну с фильма
«Горбатая гора»
Что может рассказать о хорошем фильме человек, который никогда не занимался ничем профессионально связанным с кино-индустрией. Может многое. Но любой взгляд на кино будет всегда только собственным мнением. Возможно схожем с чьим то ещё, но своим. И это важно.
Так, Гора не может оставить равнодушными ни дилетантов, ни профессионалов. Прежде всего на уровне ощущений. Кино это восприятие, кино это сопереживание и проживание не только картинки и звука, но и истории, хорошее кино это всегда целостная история, это всегда настоящая жизнь, и при этом не важно где она проживается, в космосе на Альфа-Центавра или среди гор.
Конечно то, что первым делом бросается в глаза, это картинка. Безумно красивая, она окунает зрителя с первых кадров внутрь истории, на эту поросшую лесом и оплетённую ручьями гору, в атмосферу настоящих ковбоев-пастухов. В мир, которым правят "настоящие мужчины".
И вот оно, что же должно быть у настоящих мужчин? Ранчо, работа, жена, дети. Устои общества безмерно строги, отступники караются.
И посреди этого безобразия появляется чудо, нелогичное и совершенно настоящее. Смелость любить. Без оглядки или с оглядкой, обманывая, ото всех прячась, наперекор родным, порой, наперекор себе. Но смелость позволить себе Жить, когда устои призывают выживать, настоящее Бесстрашие.
Собственно говоря, Анни Пру, автор книги, по которой снимался фильм, несомненно так же бесстрашна, как и её герои. Поднять эту тему в своём рассказе было смелым шагом.
И это было отмечено премией им. О. Генри. И, мне кажется, не зря.
Сама тема сложна и многогранна, отчасти это и отношения между людьми (кстати на людей на втором плане тоже можно обратить внимание), и тот же тихий бунт против общественных устоев. Впрочем, самое заметное для зрителя, это однополая любовь.
Что люди думают, когда о ней слышат?
Я тут поспрашивала некоторых, и, в общем-то, неоднозначные получаются выводы. Кто-то, как и я считает, что интимная близость это личное дело человека, и таких достаточно. А кто-то, и таких, однако, не меньше, что это деградация личности, вырождение человечества, и прочее. (И это ещё не самое грустное, что я получала в ответ).
Что же мы имеем? Вырождение человечества в виде однополой любви? И это при том, что не все, но, в общем-то, те же обычные люди, с обычными семьями и детьми идут и рубят леса, идут и принимают законопроекты нарушающие нашу экосистему, корыстные и замкнутые, боящиеся правды, предпочитающие думать о выгоде и в угоду собственному желудку…
И они ничего страшного не делают. Просто продолжают размножаться, продолжают воспитывать детей в своей системе ценностей, медленно убивая в себе и в них нечто, что они не могут понять…
И, с другой стороны, однополая любовь, не просто восстание против обычаев. Это способность любить с закрытыми глазами, когда тебе не важно, что там придумала природа, когда не важно, и ты ощущаешь радость, от того, что в мире есть любимый человек. (Любимые люди?)
Мне кажется, что влюблённым людям проще понять друг друга, а разве плохо это, когда друг-друга люди понимают, когда чувствуют друг-друга и друг о друге заботятся. Любовь перестаёт быть «любовью, потому что так нужно» и «любовью для размножения», она вырывается за телесные рамки и, в общем-то, в конце концов, уже не важно кто и с кем хочет спать, гораздо важнее становится то, что эти два человека рядом, и они уже один человек, единое целое.
Это я к тому, что некоторые «голубые» бывают человечнее «порядочных людей». Нет, не думайте, это не призвание становится «такими» или «не такими», это ещё одно напоминание, оглянись, это тоже человек, такой же, как ты: две руки, две ноги, такая же боль, любовь и тоска. И не бывает людей лучше или хуже. Бывает человек настоящий, и человек, забывший что он настоящий…
Это всё, как ни странно, в фильме есть, и когда Джек уходит с другим мужчиной, и когда два главных героя пытаются жить дальше и не видятся несколько лет, и когда Джек в конце умирает. Уже ничто это не может разрушить духовную связь между ним и Энисом.
Кстати, вот что, помимо прочего сказал Хит Лэджер, играющий роль Эниса, на вопросы: «После того как “Горбатая гора” получила такую известность, многие открыто стали проявлять свою враждебность к теме фильма, в Германии даже перенесли релиз картины. Что вы об этом думаете?»
Леджер: Думаю, этим людям должно быть стыдно. Я не понимаю, как кто-то может быть против того, чтобы люди любили друг друга, а уже каким способом - их личное дело. В конце концов и мы все повторяли много раз: это история не геев, а история человеческих отношений.
«Любовные сцены с мужчиной играть не сложнее?»
Леджер: Нисколько. И в том, и в другом случае я целую человека - что в этом может быть отвратительного?
И ещё, очень хороший момент, кстати, когда Энис говорит, что им, не смотря ни на что, нужно сохранить то настоящее, что у них есть. И они действительно сохраняют это, нечто настоящее, что не возможно понять и можно только почувствовать. И в конце нет ни смерти, ни ревности, ни долга, есть только их рубашки, висящие на одной вешалке и фотография горы.