Ташкентский метрополитен. Взгляд обычного пользователя :)

Jul 30, 2015 16:19

Недавно, когда Саша puerrtto проанонсировал в своём блоге предстоящую поездку в Узбекистан с посещением Ташкента, кто-то в комментариях попросил его сделать репортаж о ташкентском метрополитене с фотографиями.

Как кто-то верно подметил в ответе на этот коммент - сделать это довольно сложно.

А всё потому, что ташкентский метрополитен у нас дюже засекречен - объявлен «стратегическим объектом», в связи с чем там полностью запрещена фото и видео съёмка.

[о том, чего еще нельзя в ташкентском метро :)]И это не просто формальный запрет - за этим реально следят сотрудники милиции и метрополитена.
На каждой станции дежурит милиция в количестве примерно 5-6 человек: по 2 мента на каждом из 2-х входов на станцию и 1-2 мента болтаются на самой станции. Плюс по 2 сотрудницы метрополитена на каждой станции, которые вроде как следят за порядком и за тем, что все пассажиры благополучно погрузились-выгрузились и машинист может трогаться дальше.
На них прям смотришь и Союз вспоминаешь - они ходят в форме метрополитена, в пилотках и у них в руках важный сигнал с красным кругляшом посередине, которым они по идее могут просигнализировать машинисту, что на станции какие-то проблемы и закрывать двери и трогаться со станции нельзя.

Вот все эти люди и следят за тем, чтоб никто из пассажиров не дай бог чего не сфотографировал внутри метро.

Причём, учитывая довольно небольшой пассажиропоток метро, делать это очень легко - на некоторых станциях и линиях и вовсе почти пустые перроны и в толпе затеряться не удастся))

Стоит Вам достать фотоаппарат, да или хотя бы навести камеру телефона на станцию вокруг, как к Вам тут же подскочат сотрудники метрополитена и сообщат, что фотографировать запрещено!
А еси Вы даже умудрились успеть сделать пару фото, то их попросят удалить в их присутствии.

Сама я о запрете знаю, поэтому фоткать никогда раньше и не пыталась за все 11 лет, что живу в Ташкенте и пользуюсь метро.
Но как раз недавно наблюдала группу русскоговорящих туристов, которые хотели сфотографировать станцию «Мустакиллик» («Независимость») и тут же нарвались на подход мента с требованием удалить все снимки.

Кроме того, в нашем метро нет интернета. Вообще никакого - ни мобильного, ни wi-fi.
Просто голосовая мобильная связь в метро тоже недоступна.

Сеть ловит только на 3-х коротких отрезках пути, проходящих не под землёй. Но там буквально на 30 секунд выход из под земли, иногда даже не успевает телефон зацепиться за сетку.

Официально позицию на этот счёт метрополитен не озвучивал насколько я в курсе, но неофициально ходят слухи, что это как метод борьбы с террористической угрозой - видимо кто-то у нас слишком много и часто смотрел американские боевики, где взрывной механизм запускается посредством звонка с мобильного :)
Вобщем точно не знаю, но как данность - в метро можно почувствовать себя как много лет назад, когда не было мобильных - ты не на связи и никто не может тебя найти. Упоительное чувство, кстати :)

Но это очень не удобно с точки зрения координации встречи - еси договариваешься с кем-то встретиться в метро, то надо сразу чётко оговорить конкретную точку или встречаться у метро, наверху, потому что иначе, еси опоздаешь или что-то изменится в планах, то никак друг друга предупредить уже нельзя, еси один или оба уже спустились в метро и остались без связи.
Мы так один раз с мамой 40 минут в метро встречались)) Стояли на разных концах перрона и ждали, а созвонится не могли))

Еще в наше метро запрещён проход с животными. Вообще. Нельзя ни в наморднике, ни на поводке, ни на руках, ни в переноске. Не знаю - пробовал ли кто-то вообще туда спустится с животным.
Но я опять же, за 11 лет ни разу не встретила в метро человека с кошкой или собачкой даже в переноске или на руках, хотя метро пользуюсь часто, порой по несколько раз в день.

Вход с едой или напитками в открытом виде тоже запрещен. Например, еси Вы спуститесь в метро с открытым мороженным в руке, или хот-догом и бутылкой колы в другой, то вас не пустят. Попросят доесть, потом сможете зайти.
С другой стороны мы всегда с танцев возвращаемся вечером небольшой компанией и часто в метро едим какие-нибудь снэки типа казинак, орешков, печенек, булочек и прочего. Но мы заносим их в сумочке или в пакете, а открываем и едим на станции или в вагоне. На замечания пока ни разу не нарывались.

Примерно года 2 назад во всем метро на входах-выходах, в переходах и на станциях установили камеры, теперь и они следят за нами. Не знаю работают ли они только в режиме он-лайн или информация где-то сохраняется. Глубину хранения, еси таковая есть, тоже не знаю.
Мне вот даже стало интересно - а еси какой-то человек ведет себя подозрительно в метро, есть ли возможность у милиции с общего пункта сообщить ментам на конкретную станцию/переход, что мол алё, не спим, проверяем такого-то гражданина.
Чтоб это узнать надо какого-нибудь знакомого мента из метро, а у меня что-то таких нет :)

Ещё на входе на станцию менты досматривают Ваши личные вещи. Обычно проверяют пакеты, большие сумки, сумки с ноутами и рюкзаки. С женской сумочкой обычно запросто проходишь мимо досмотра.
Проверяют металлодетектором, визуально заглядывают внутрь и ощупывают сумку.
Меня эта процедура раздражает.

Проводится она вроде как с целью безопасности, но делается она как и многое - через одно место.
Например, у меня почти каждый раз досматривают мой пакет с танцевальной одеждой и обувью, при этом оставляю без внимания мою сумочку.
Наивные!
Я в своей сумке могу запросто килограмм чего-нибудь запрещенного пронести :)
Тогда к чему весь этот вынос мозга с проверкой? Надо либо делать тотально и качественно, либо вообще не делать.
Вчера меня прям  выбесили эти проверки, поцапалась с ментами на 2-х станциях по поводу досмотра моих вещей.

Столько запретов... Иногда я даже удивляюсь как нас вообще пускают в метро :)

А теперь вернёмся к фотосъемке в метро.



Там же в комментах Миша xackera написал, что фотки хотя бы на телефон сделать можно.
Не спорю - можно. Особенно сейчас, когда фактически у каждого в руках есть телефон с камерой.

Просто сами понимаете - качество у таких снимков не ахти - вспышку не включишь, хороший ракурс толком не выберешь, снимать приходится украдкой, иногда фронтальной камерой, у которой качество съёмки обычно ещё ниже.

Сейчас в сети посмотрела - красивые снимки в метро всё-таки умудряются делать, но для этого, видимо, нужен телефон с хорошей камерой, неплохие навыки съёмки украдкой, большой запас времени, позволяющий разъезжать по станциям и делать скрытые снимки и немного везения, чтоб Вас не словили с камерой, на которой уже отснято 158 кадров метро :)

А я просто решила попробовать сделать несколько снимков на телефон.
Снимала те станции, на которых обычно бываю. Специально нигде не выходила. Снимки делала от случая к случаю в течение крайних 2-х недель, когда была удобная возможность щёлкнуть кадр.

[То, что удалось снять]Вот что мне удалось отснять украдкой.
Станция метро «Ташкент» Узбекистанской линии, откуда вечером начинается мой маршрут в танцевальную студию:



Та же станция, подъехал поезд:


Весёленький снаружи, раскрашен в цвета национального флага. Большинство же составов обычно стандартного синего цвета.

Вагоны старые, внутри всё так же, как было 30 лет назад :)


Это как-то днём ехала одну станцию в пустом вагоне.

На той же станции Ташкент на той неделе сняла стенное панно, напротив которого обычно жду поезд:



Дальше я проезжаю 3 станции, выхожу на 4-й - одной из самых красивых «Алишер Навои». Её снять не удалось, потому что там я всегда иду быстро и нет времени пытаться сделать снимки.
Затем перехожу на Чиланзарскую линии, на станцию «Пахтакор».
Засняла на ходу интересную мозаичную картинку на спуске на станцию «Пахтакор»:


Качество вообще ужасное, но там совсем не остановишься - во-первых на этом переходе много людей в постоянном движении, во-вторых прям рядом вход с улицы, где дежурят 2 мента и следят за тем, чтоб люди не фоткали :)

Станция «Пахтакор» мне вообще не нравится. Стены там выложены мозаикой, изображён хлопок.



Кстати, стоп-линии у края перрона нарисованы всего лишь краской. Никаких тактильных плиток и полосок нет. Слепым людям надо быть очень осторожным в нашем метро.

Затем проезжаю ещё 2 остановки и выхожу на 3-ей станции «Хамза», которая совсем недавно (меньше месяца назад) была переименована в «Новзу».

Переименовывать станции - это то же целое увлечение местных властей Ташкента))
Некоторые станции уже по 3-4 раза сменили название. Из советских времён убереглась каким-то чудом только одна станция метро - станция имени Пушкина. Мы все до сих пор удивляемся как так :)

Часть станций мы привыкли называть новыми названиями, некоторые до сих пор зовём как раньше. Я, например, живу у станции метро «Буюк Ипак Йули» («Великий Шёлковый путь»), но так её мало кто называет. Длинно, неудобно, непривычно. Раньше это была станция имени Максима Горького. Все называют её либо «Максимка», либо станция «Горького».

Станцию «Хамза» я сняла на обратном пути из студии, когда мы сидели 15 минут на станции и ждали поезд - было время сделать кадр.
Тем более, как я выяснила за крайние 2 недели, скрытно делать кадр станции наиболее удобно как раз со скамейки. Камера зафиксирована, не на ходу, удаётся сделать это незаметно и можно захватить всю станцию целиком.



Один минус - на тех же скамеечках зачастую ошиваются менты :)


В воскресенье ехала на еженедельную вечеринку, которая территориально находится возле одной из самых красивых станций «Мустакиллик» («Независимость»).
Удалось, сидя на скамейке, фронтальной камерой сделать снимок через плечо с видом на всю станцию



[Немного разных сведений о нашем метро]А это длинный подземный выход из метро, со станции «Сквер Амира Тимура»:



Тут уже можно фоткать без запретов, но снимать особо и нечего :)

Как видите, сфотографировать Ташкентское метро можно, но вот такие красивые кадры, как этот, что я нашла в сети, сделать всё-таки не так легко:


Это, кстати, та самая одна из красивейших станций - «Алишер Навои».

Но раз в сети есть такие кадры, значит как-то их всё-таки делают :)

Лично я запрета на фотосъемку не понимаю. У нас такое красивое метро! Одно из самых красивых в мире.
Каждая станция сделана с уникальным дизайном, на всех станциях использован в декорировании мрамор, очень много интересных и необычных мозаик и орнаментов.
Жаль, что поделится этим толком нельзя и спокойно открыто заснять на память туристам эту красоту тоже нельзя.

Хотя может это хитрый маркетинговый ход со стороны Ташкентского метрополитена по привлечению пассажиров под землю :)

Ну и справка по ташкентскому метро для информации (основываясь на данных из сети):
- В Ташкентском метро 3 линии - Чиланзарская, Узбекистанская и Юнусабадская с 29-ю станциями, протяженность путей по разным источникам от 35 до 37 км.


Часть станций (пунктиром на картинке) планировали построить и запустить в эксплуатацию в 2012 году, но из-за финансовых проблем проект строительства метро пока наглухо заморожен.

- Открыт Ташкентский метрополитен был в 1977 году - тогда была сдана в эксплуатацию Чиланзарская линия, в 1984 году запустили Узбекистанскую линии, а в 2001 году - Юнусабадскую.

- пассажиропоток в 2012 году составил 65,5 млн. человек в год, в 2013 году - 59,2 млн., в 2014 году - 54 млн. То есть он снижается, что печально.

- проезд в метро на текущий момент составляет 1000 сум (это 0,38$ по официальному курсу на 30.07.2015 года и 0,22$ по чёрному курсу на эту же дату).

- вход на станцию происходит через турникеты, куда нужно бросить вот такую монетку:



Монетки эти применяются сколько я метро помню, даже еще до того, как я переехала жить в Ташкент. Еси не ошибаюсь, эти монетки с открытия метро и применялись. Просто они периодически, видимо обновляются, потому что иногда попадаются совсем уж старенькие и затёртые жетоны, а иногда - вот как на картинке - новенькие :)

Купить жетоны можно в кассах перед входом в метро за наличные сумы или путём оплаты сумовой пластиковой картой. За другую валюту и нигде больше в Ташкенте Вы их не купите. Очереди обычно нет, ну или небольшая, в пределах 10 человек на самых загруженных станциях.
Те, кто часто пользуются метро, обычно покупают монетки вперёд. У меня вот, например, в кошелечке сейчас 21 монетка. Как раз вчера увидела, что кончаются и купила 20 штук.

- учитывая сейсмичность района, ташкенсткий метрополитен, по идее, рассчитан на 9 баллов по шкале Рихтера. Но, порой глядя на заботливо подставленные под стекающие ручейки воды вёдра и расстеленные тряпки, особенно на новой Юнусабадской линии, которую строили уже своими силами, а не при поддержке московского метрополитена, мне кажется, что там существенные проблемы с инжинирингом. Даже сточные и осадочные воды правильно не отведены.

Был у моей подруги один знакомый, который принимал участие в проектировании новой ветки, так вот он говорил, что сам на новую ветку не спускается, так как знает КАК она спроектирована :)

Но, тем не менее, всё-таки не всё так плохо, видимо. Потому что, несмотря на постоянные мелкие толчки и одно очень сильное землетрясение несколько лет назад, метрополитен ни разу с момента открытия не закрывался и станции не страдали от землетрясений.
Хотя косметического ремонта требуют сейчас все без исключения станции. На потолках подтёки и потрескавшаяся штукатурка.

- глубину залегания метро найти мне сейчас так и не удалось, но она сравнительно небольшая, на некоторые станции даже не предусмотрены экскалаторы, вниз ведут просто лестницы. Глубина раза в 2 меньше, чем у московского метро.

- инвалиды на колясках в наше метро попасть не смогут, увы!
Лифты не предусмотрены нигде. Часть лестниц вниз до касс оснащена худо-бедно спусковыми линиями для колясок, но меня терзают подозрения, что угол наклона там явно не соблюдён, да и ширина колеи по-моему, не особо регламентирована.
Так что есть вероятность, что коляска там просто физически не съедет. Но это вообще никого не напрягает, потому что Ташкент - в принципе, город, не предназначенный для инвалидов на колясках. Инвалид попросту и не доберётся до метро, потому что не сможет на коляске преодолеть километры убитых пешеходных дорожек, крутых бордюров и ступеней на пути от дома до метро. Поэтому неприспособленность нашего метро для инвалидов в колясках вообще не проблема на фоне всего города.

- туалетов в метрополитене Ташкента для пассажиров не предусмотрено. Так что придётся терпеть :)

- метро в Ташкенте, наверное, самое чистое и безопасное в мире!
Полы моют несколько раз в день, с едой внутрь не пускают, за порядком на каждой станции следят несколько ментов и работников метрополитена.
Вы никогда не увидете на полу в метро брошенный мусор.
Кольцевых линий нет, на концах каждой линии вагоны проверяют милиционеры, поэтому бомжей, бездомных, откровенных алкашей, наркоманов и прочих социально опасных людей в метро попросту нет.
Их отсеивают еще на входе, а уж еси они и просочатся внутрь, то надолго они там не задержатся и вести себя непотребно не смогут - весь метрополитен под надзором и контролем.
Никто не посмеет там на Вас напасть, ограбить или причинить какой-либо вред, потому что на каждой станции Вы тут же можете привлечь милиционера к конфликту. Хоть это радует :) Хоть не совсем бестолку они там пачками дежурят :)

Метро работает с 6 утра и до 12 ночи (Юнусабадская ветка до 11 вечера).
Я спокойно пользуюсь метро ночью, когда в 11-12 вечера еду домой. Зачастую предпочитаю поехать на метро, чем на такси - это реально безопасней.


Ну вроде в целом всё, кто еще что знает - дополняйте, кого ещё что интересует - спрашивайте :)
Или расскажите про метро в Вашем городе :)

Узбекистан, Ташкент, метро

Previous post Next post
Up