Если б я был султан…(с) или как становятся многожёнцами
Nov 18, 2016 11:21
На днях мы с другом сидели за чашкой кофе и горячо обсуждали проблему двоежёнства в Казахстане и Узбекистане.
[Как обстоят дела в Казахстане]Формально друг мой из Казахстана, однако он уже лет 5, как избрал местом своего жительства Ташкент и именно его на данный момент считает своим основным домом. Но учитывая специфику его работы - профессиональные шахматы - более полу года он находится в постоянных разъездах на соревнованияхм и где только не живёт. Но и в Казахстане в том числе, проводя там не менее 2-х месяцев в году в общей сложности. Поэтому за жизнью и развитием общества в Казахстане он следит. А это самое общество в течение крайних нескольких лет приросло таким явлением, как «токалка». Он даже написал статью для журнала на эту тему. Но перед тем, как дать мне её прочесть, спросил знаю ли я что такое «токалка». Я услышала это слово от него в первый раз, поэтому на всякий случай призналась, что понятия не имею что это такое. Тогда он посоветовал набрать мне в поисковике «токалка Казахстан», а потом дал прочесть статью.
Вот эту статью мы с ним и обсуждали, он рассказывал про токалок в Казахстане, а я сидела и слушала, открыв рот. Потому что у них токалок - вторых жён - вовсе даже не стесняются и не прячут, а выставляют напоказ и чуть ли не гордятся этим, да и сами токалки - это не забитые девушки, а зачастую раскрученные мужем звёзды мелкой и средней величины, которые тоже ничуть не скрывают своего двойственного семейного положения. Да и обычные женщины в роли "токалок" этого не скрывают от общественности.
Он даже рассказал мне историю, которую публиковали в Казахстане в газете о некоей семье, где фермер взял себе двух токалок помимо основной жены и там это очень даже приветствовалось - мол вот какой молодец! - аж 3-х женщин обеспечил детьми и домом. Вот тут я совсем уронила челюсть под стол, спросив мол неужели не боятся люди в таком признаваться в газете? - ведь это же, фактически, признание своей вины и прямой путь за решётку! - Почему за решётку? - не меньше меня удивился мой друг. - Как почему? У вас разве в Казахстане нет статьи за многожёнство? У нас в Узбекистане есть, до 3-х лет, между прочим! - горячилась я. Друг озадачился. С Уголовным кодексом Казахстана он знаком не был. Слава богу!)) И в части двоежёнства в Казахстане оказался законодательно неподкован.
А сегодня я полезла посмотреть в сети насчёт этого вопроса и выяснилась удивительная вещь - «С 1 января 1998 г. в Казахстане действует Уголовный кодекс, в котором отсутствует состав преступления \"Двоежёнство или многожёнство\", который был предусмотрен в ранее действовавшем УК Казахской ССР 1959 г.».
То бишь реально в Казахстане многожёнство уголовно не наказуемо. Однако второй брак государство не регистрирует штампом в паспорт, но при этом и не наказывает никак за остальных жен. Попустительствует в общем)) Законодательно страдают фактически только вторые, третьи жены и их дети при решении вопросов наследования имущества. Поэтому у них и не боятся такие истории публиковать в газете.
А потом я ему стала рассказывать как дела с вопросом многожёнства обстоят в Узбекистане и теперь уже он слушал меня открыв рот, потому что для него стало настоящим откровением то, что в Узбекистане многожёнство уголовно наказуемо. И, тем не менее, и у нас в Узбекистане многожёнство существует.
[И как в Узбекистане]Только в своей особенной форме. Узбекистан - светское государство и законы здесь регулируются не мусульманскими канонами, а Уголовным, Административным, Гружданским, Семейным, Трудовым и другими Кодексами. В вопросе многожёнства закон и вовсе суров - как и в России за многожёнство можно схлопотать уголовную статью. Причём довольно увесистую:
Статья 126. Многоженство Многоженство, то есть сожительство с двумя или более женщинами на основе общего хозяйства, - наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до трех лет или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
То бишь государство в этом вопросе весьма однозначно - мало того, что не регистрирует второй и последующий браки одного мужчины, так ещё и накажет за такие «игры в султана» - от денежного штрафа (50 минимальных заработных плат по чёрному курсу - это примерно 1 500$) до 3-х лет тюремного заключения. Причём статья составлена с точки зрения понятия «многожёнства» весьма грамотно - речь идёт не просто о мужчине, допустим обманным путём заполучившим вторую регистрацию брака (например махинации с якобы утерянным паспортом и штампом о первом браке, про который мужчина совершенно забыл поставить в известность свою вторую жену), а именно о совместном хозяйстве с двумя и более женщинами.
Правда всё-таки из первого прочтения статьи не совсем понятно идёт ли речь об общем хозяйстве мужа и всех его жён вместе или это можно трактовать и для случаев, когда мужчина ведёт сепаративные совместные хозяйства с несколькими женщинами, не ставя их в известность друг о друге. Ну да ладно, не будем придираться к Уголовному Кодексу. Тем более не в наших это - женских - интересах привлекать внимание к этой щекотливой статье. И вот почему - я уже как-то писала несколько лет назад в блоге о том, что УК Узбекистане в этом плане просто вопиюще лоялен к женщинам - аналогичной статьи про многомужество для женщин нет! Ура! Да здравствуют мужские гаремы!)) То ли государство нас негласно поддерживает в создании мужских гаремов, то ли полагается на инстинкт самца в каждом мужчине, который категорически не захочет делить свою женщину с другим мужчиной и сам не допустит многомужества. Например путём убийства соперника - а на это у Уголовного Кодекса уже есть свои меры))
Ну ладно, с законом всё понятно. Но проблема любого закона же всегда в необязательности его исполнения или в его игнорировании. А у нас его не то что бы прям в открытую игнорируют, как в Казахстане, но тем не менее вполне позволяют себе его обходить. Не формально - заполучить два штампа в паспорт вам никто не даст, а на фактически-бытовом уровне - двоежёнство в Узбекистане очень даже существует в определённой форме и весьма активно практикуется.
Вот только нюансы, как и везде, свои. Ну во-первых, самое существенное отличие от казахстанского двоежёнства - наше так сильно не выставляется напоказ. И вы уже догадываетесь почему. Ибо с УК никто шутить не любит. Даже еси штраф, а не ограничение свободы или тюрьма, то тоже приятного мало - кому хочется иметь уголовную судимость? Никому. Потому что справка о несудимости - это весьма весомый документ в решении многих вопросов. Поэтому двоежёнство у нас и носит скорей подпольный характер и никто им не хвастается. Ну разве что мужчины меж собой могут ещё этим прихвастнуть, ибо грань между понятием любовницы и второй жены весьма тонка и размыта, а любовницами прихвастнуть друг перед другом мужчины иногда любят. Так как многие всерьёз считают наличие любовницы каким-то значительным показателем достатка и «мачистости».
Я, например, чаще всего сталкивалась с подпольным вторым браком. В смысле, что его скрывают не только от государства, но и от первой семьи и окружения. То бишь вторая жена она есть, даже есть совместные дети, но первая жена не будет о ней знать. Либо будет знать, но тем не менее будет делать вид, что не в курсе, потому что ей так удобно.
А вторая жена тоже вполне спокойно будет довольствоваться положением второй жены-любовницы и не будет пытаться склонить мужчину к разводу и вступлению в официальный брак уже с ней. Многих девушек, числящихся на позиции второй жены, такое положение дел тоже вполне устраивает.
Интересная, кстати, ситуация, которая во многом сложилась именно в таком виде исходя из местной ментальности и норм жизни. Дело в том, что в Узбекистане всё ещё среди узбекского населения весьма распространено яление договорного брака - когда молодожёны знакомятся через родственников, по сговору родителей за пару месяцев до свадьбы и они таким макаром формируют из себя ячейку общества. Чаще всего женщина в узбекской семье не работает. А чем занимается? Правильно - ведёт хозяйство - стирает, убирает, вкусно готовит, рожает детей и за ними же смотрит и воспитывает их, стараясь не отягощать мужчину бытовыми вопросами. Нет, тут не спорю - надо отдать должное узбекскому укладу семейного быта - мужчина и правда добытчик в семье и такие бытовые проблемы, как то закуп продуктов на неделю, покупка мебели и бытовой техники, ремонты и прочие задачи берёт на себя, от жены требуя только поддержания уюта в домашнем очаге. То бишь это самое стирать-убирать-готовить-за детьми смотреть. Гвозди забивать и коня на скаку от узбекской женщины никто и не требует.
Причём в узбекской семье чем быстрей появляются дети, тем лучше. В идеале - через 9 месяцев и 1 день после свадьбы. И даже еси до беременности молодая жена ещё может где-то работать, то вот после ухода в декретный отпуск - это уже вряд ли. Сначала декрет, потом отпуск по уходу за ребёнком, а там второй ребёнок, а там и третий, а там пока младший в школу пойдёт, а там, глядишь, она уже и не может работать, потому что квалификации нет, опыт не наработала, знания растеряла, а на свободные вакансии выстраиваются другие кандидатки, не обременённые семьёй и детьми. Благо народу у нас в стране много - недостатка в рабочих руках и мозгах нет.
Сейчас хотя бы браки стали заключаться чуть позже и возраст молодожёнов сдвинулся на отметку 28-30 лет для парней и 20-25 лет для девушек, ещё лет 10 назад было вполне привычным, что девушке было от 18 до 20 лет, а парню до 25. Таким образом и складывается классическая ситуация, когда жена практически всю свою жизнь не работает, воспитывает детей, сидит дома, обеспечивая уют в доме. Обеспечить себя финансово самостоятельно она чаще всего уже не может. А потом проходит 10-15 лет и у мужчины случается кризис среднего возраста. Ему хочется младого тела и чтоб прям как в юности - глаза горят, в груди томленье. И мужчина пускается на поиски приключений. В результате чаще всего находит сравнительно молоденькую девушку, лет на 10-15 младше него. Ему около 40-45, ей - около 25.
Современные тенденции нашему обществу тоже не чужды и всё больше девушек позволяют себе вырываться из-под родительской опеки и не выскакивать замуж в 20 лет, строя свою личную жизнь и карьеру как умеют. Например становясь второй женой. А уж взрослому мужчине увлечь молодую девушку - это раз плюнуть. Особенно, еси он при деньгах. И если дело не ограничится любовной связью на пару месяцев, то этот союз вполне может перерасти в факт наличия второй неофициальной жены. Причём самому мужчине всё комфортно оставить как есть - там жена, дети, налаженный быт, сросшиеся корнями семьи - зачем это всё курочить и ломать разводом? У нас тут разводы разрешены, но тем не менее, скандальные уходы к молоденьким девушкам осуждаются обществом и состоявшимся мужчинам, которые наверняка занимают какую-то значимую должность - невыгодны. Первая жена, даже если о чём-то догадывается или знает, то чаще всего молчит в тряпочку. Потому что ну куда она пойдёт в свои 40-45 лет с детьми? Истории про подтянутых и решительных 40-летних бизнес-вумен, начавших в зрелом возрасте новое дело и освоивших новую профессию - это истории из кино, а не про реальнуюузбекскую жизнь. Чаще всего в 40-45 жена - это зависимое в финансовом плане существо, которую тоже вполне устраивает налаженный быт и стабильность, поэтому она тактично делает вид, что ничего не замечает. Тем более мужчины всё-таки прилагают определённые усилия, чтоб первая семья жены и ближайшее окружение не знали о второй жене.
Да и молоденькую вторую жену всё устраивает, потому что зачастую неофициальный муж обеспечивает ей хорошую финансовую стабильность, снимая или покупая жильё и удовлетворяя, как минимум первые 3 уровня пирамиды Маслоу. Им и неинтересно связывать себя официальным браком со зврослым мужчиной, они своё положение второй жены используют скорее как некую стартовую площадку, откуда многие надеются потом улететь в счастливую и всё-таки официальную семейную жизнь с другим мужчиной. Хотя и случаи, где вторые жёны растят по 2 детей и живут в таком статусе по 10-15 лет, я тоже встречала полным полно. Там вторыми жёнами выступают чаще всего разведённые женщины среднего возраста от 35 до 45 лет с наличием детей от прошлых браков, которым стать первой и единственной уже не светит. А иметь какого-никакого мужчину в жизни хочется, да и на финансовую помощь они совсем непрочь, поэтому и становятся очень даже охотно вторыми тайными жёнами. Приходящий муж - это тоже отличный муж. По крайней мере не храпит под боком все 7 дней в неделю, а всего пару раз в месяц.
Вот в таком виде у нас и прижились вторые неофициальные браки. Тем более нашлась удобная религиозная лазейка практически узаконить второй брак. Дело в том, что согласно мусульманским традициям, которые у нас соблюдаются 90% населения, между мужем и женой проводится обряд "никох". Это фактически заключение брака согласно религиозным канонам, как венчание в церкви для русских. Проводится этот обряд муллой - представителем мусульманского духовенства, проводится он обычно днём, до выезда пары в ЗАГС, где они подпишут официальную бумажку-свидетельство о браки от государства. У русских тоже так принято делать - венчаться в церкви и регистрировать брак. С той лишь разницей, что венчание не обязательно и на него идут только те пары, которые довольно близки к церкви и уверены в своей любви навсегда, потому что обряд развенчания проводится в исключительно редких случаях.
А "никох" же у нас обязательно делает каждая мусульманская пара, да и расторгнуть его по сравнению с венчанием довольно легко - согласно мусульманским традициям достаточно в присутствии свидетелей 3 раза сказать жене слово "талак" (развожусь) и всё, вы уже не муж и жена. Там много своих нюансов, я очень упрощаю. Но суть такова, что ранее в любой узбекской семье молодожёны сначала проходили обряд "никоха", а потом ехали в ЗАГС. А согласно, опять же, мусульманским традициям, обряд никоха можно проводить несколько раз с разными женщинами. Правда с согласия первой жены, но это уже те самые нюансы, которые многие игнорируют. Вот и используют обряд "никоха" для второго брака. То бишь с первой женой вступают в официальный брак и "никох", а со второй женой проводят только "никох" и как бы всё ок, вторая жена не совсем неофициальная. Правда вопросы имуществонаследования это никак не решает, потому что эти вопросы решаются по светстким законам, а не мусульманским.
Нет, ну пытаются, конечно, бороться с таким ловким использованием "никоха" для обмана первой жены и сейчас мулла часто требует, чтоб на обряд "никоха" ему предоставили свидетельство о браке из ЗАГСа. Если эти люди действительно женаты по гражданским законам, то он женит их по мусульманским. Из-за этого даже поменялись немного правила заключения брака. Теперь молодые за пару недель до "никоха" и свадебного торжества после которого невеста-жена переезжает в дом жениха-мужа идёт в ЗАГС и регистрирует брак. В этот день обычно невеста даже не надевает белое платье, а просто шьется какое-то красивое вечернее не пышное платье в пол. Потом регистрация в ЗАГСе, фотосъемка для love-story, небольшой праздничный ужин в ресторане на 5-15 человек (обычно молодожёны с друзьями), а потом они разъезжаются каждый по своим домам! Потому что для узбекской семьи регистрация в ЗАГСе - это только прелюдия, главное "никох", после которого муж и жена уже могут жить вместе. А вот со свидетельством о браке на руках из ЗАГСа уже назначается "основная" свадьба - то бишь день, когда мулла проведёт "никох", потом будет свадебное застолье на 150-500 человек, белое платье, торт и молодожены уедут на первую брачную ночь. Вот такие вот пирожки с котятами.
А иногда ещё бывает, что "никох" второй раз не делают, а устраивают просто свадебное торжество в ресторане для окружения, но фактически брак при этом нигде не регистрируют.
У моей мамы в её карьере тамады, кстати, было парочка-другая «вторых свадеб». Официальной регистрации в ЗАГСе не было, устраивался просто банкет в ресторане, но со всеми атрибутами свадьбы - свадебный кортеж, торт, гости, тамада, букет невесты, белоснежное платье… Только женихи были значительно так постарше своих невест. И гости были только со стороны молодой жены. Сторону жениха представлял чаще всего только сам жених и его свидетель, что в такой ситуации вполне логично. Первая жена и вся родня про вторую свадьбу обычно не в курсе.
Один раз даже мама играла «вторую» свадьбу, где жених был на 20 лет старше невесты и для охраны молодой невесты и торжества было нанято 4 человека из частного охранного агентства, потому что «молодожён» опасался, что первая жена прознает про торжество и может устроить скандал или таскание соперницы за волосы прям на свадьбе. Вот такие чудные дела у нас творятся, хоть и не принято об этом говорить.
И в качестве общей картины ещё пара тенденций двоежёнства в Узбекистане: - зачастую вторых и третих жён имеют очень состоятельные мужчины, способные финансово обеспечить 2-3 семьи.
- ни разу не слышала, чтобы первая и последующие жёны проживали вместе, чего нет, того нет. Всегда вторая жена живёт отдельно от первой, а чаще первая не знает про вторую.
- чаще всего вторая жена с детьми находится в другом городе. Учитывая «подпольность» второй семьи гораздо легче скрывать вторую семью, если она географически удалена от первой.
- в узбекском обществе очень сильна установка о том, что женщина непременно должна быть замужем и с детьми. Пусть даже и будет всего лишь второй неофициальной женой. Тем не менее - замужем же.
- многих девушек на статус второй жены толкают финансовые соображения и обеспеченность мужа.
- несмотря на довольно широкое распространение двоежёнства официальная статистика по осуждению за двоежёнство очень скупа - я нашла всего 2 упоминания, когда по этой статье в 2010 и в 2013 году осудили двоих мужчин. Потому что фактически привлечение и осуждение по этой статье невыгодно никому - ни самому мужчине, ни его первой жене, ни второй, ни их семьям.
Вот так и живём - де юре без двоежёнства, де факто - с ним.