Я себе не очень хорошо представляю, что такое СУП, которым нас всех пугают, с чем его едят, чем он отличается от других "блюдей", и чем нам всем грозит его появление. Так же, как не знаю, должны ли мы теперь тщательнее следить за тем, что пишем, а также, действительно ли наша писанина кому-то интересна. Словом, планируется ли за нами тотальная слежка, или мы тут на фиг никому не нужны.
Просто пост
vespro (подзамочный, поэтому ссылку дать не могу) навел меня на некоторые размышления.
Родилась я аж в прошлом веке, во второй, правда, его половине, но кое-что из советских времен помню. Например, мною было прекрасно усвоено, что многие вещи, касаемые правительства, режима и Партии (для тех, кто уже не помнит, тогда у нас была только одна единственная Партия - руководящая и направляющая, причем, настолько единственная, что по имени ее можно было и не называть, просто - Партия), говорить НЕЛЬЗЯ. То есть, можно, но только дома. Правило это неукоснительно выполнялось. Ну, почти неукоснительно. Конечно, язычок и в то время был у меня длинноват, и наши кухонные разговоры иногда выбалтывались на стороне, но страшным шепотом и только доверенным лицам. Никаких сомнений по поводу этого НЕЛЬЗЯ не возникало. Все было настолько естественно, что даже и мысли не допускалось, что может быть как-то иначе. То есть, если будешь ругать строй, то могут ПРИЙТИ. Хорошо, если еще к тебе, а не за тобой. Да, не Сталинское время, но - тем не менее. Может, и не репрессируют, но последствия у папы - члена КПСС могут быть.
Поэтому на заре Перестройки, читая сначала про постреволюционное, а потом про Сталинское время (начало 30-х), я думала: "Они что, идиоты? Зачем они говорили ПРАВДУ в лицо? Анекдоты рассказывали политические? Ведь ясно было, что нужно молчать, что посадят, репрессируют и т.д."
Теперь, спустя 20 лет, ловлю себя на том, что сама говорю, причем, не только в личном общении, но и по телефону, даже по служебному, который прослушивается, нелицеприятные вещи про правительство вообще и отдельных его особей, в частности. Я потеряла БДИТЕЛЬНОСТЬ. Так же, как и те, вышедшие из "кровавого" царского режима, при котором потенциальных переворотчиков не стреляли, и даже не всех сажали, а отправляли в ссылку - на ПОСЕЛЕНИЕ, где они могли читать запрещенную литературу, организовывать политические кружки, вступать в брак, отливая кольца из медных пятаков, готовить революцию, наконец. Те, которые, по возвращении из ссылки, селились в городах, находясь под наблюдением "царской охранки", которая ЗНАЛА, что в таком-то доме обитает потенциальный бунтарь, но ничего не предпринимала, а ВЫЖИДАЛА, пока тот проявит свою активность.
Да, придя к власти, коммунисты учли ошибки своих предшественников и сделали "правильные" выводы: нужно не выжидать, а нейтрализовывать инакомыслящих, причем, лучше всего ДО того, как эта "инакая" мысль у них появилась и оформилась. И чтобы, так сказать, другим неповадно было. И люди постепенно к этому привыкли. Хотя поначалу у них не укладывалось в голове, что за СЛОВА могут посадить.
Так вот, оказывается, от ЭТОГО быстро отвыкаешь. Я ловлю себя на том, что за прошедшие 20 лет мы все настолько потеряли бдительность и расслабились, что позволяем себе инакомыслие, инакословие, инакодействие и еще кучу всяких "инако". И если сейчас гайки внезапно завернут (а мне настоящий период почему-то напоминает Февральскую революцию), то мы еще долго, как тот паровоз, будем лететь вперед по инерции, не в силах сразу перестроиться. Потому как, что бы не говорили про постперестроечный период со всеми его экономическими и политическими минусами, как бы не ругали "демократию" (хотя, по большому счету, никто не знает, что это за зверь), называя ее "дерьмократией", "назад" мне как-то не хочется. Хотя то время я вспоминаю с ностальгической ноткой - детство, юность, как-никак. На экскурсию, "в гости" - пожалуйста. А насовсем... Боюсь, что мне, привыкшей за 20 лет не задумываться о последствиях сказанного мною (нет, задумываться, конечно, но НЕ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ), будет трудно перестроиться. Как было трудно перестроиться тем, которые в 20-х, в 30-х... Ну, вы поняли.