«Бег», Юрий Бутусов, Театр им. Е Вахтангова

Apr 13, 2017 01:34







Фото http://www.vakhtangov.ru/

«Бег» Бутусова у меня ассоциируется с океаном. Я как будто сижу на берегу и смотрю на эту стихию - грозную, страшную и прекрасную. Меня то накрывает волнами, то они отступают и плещутся, меняя оттенки - от нежного пастельного до угольно-черного. Даже выходя из театра, я чувствую всю мощь этой черно-белой стихии, хочется вновь в нее нырнуть. Могу болтать в этот момент о чем угодно, эмоционально, но только не о самом главном, потому что жаль выплескивать впечатления. А вот после возвращения домой есть желание их зафиксировать и сохранить, хоть на какое-то время.
Мне нужно было добрать эмоций во время паузы между походами на этот спектакль, поэтому я посмотрела фильм Алова и Наумова. Какие-то отрывки раньше видела, но смотрела первый раз. Конечно, это бенефис Михаила Ульянова, его Чарнота затмил всех и вся. Наверное, это можно рекомендовать как пособие по актерскому мастерству. В нем столько жизни! Даже когда он голодный на паперти милостыню просит... И тоска во взгляде, когда он возвращается в «тараканье царство»... Может быть, контраст с холодным больным Хлудовым Дворжецкого специально был задуман, чтобы показать, как по-разному перемалывает людей война?.. А финал был, наверное, поклоном Мастеру: Голубкова и Софью Владимировну ждет с лошадьми «мальчик-паж», а потом они втроем скачут в небо... Не покой, конечно, дарованный Мастеру в романе, но белый чистый снег...
Во время премьеры спектакля, думаю, тяжелей всего было Артуру Иванову и Виктору Добронравову.
Но с тех пор прошло немало времени, все желающие высказались, страсти улеглись, каждый сделал свой выбор.
Мне спектакль нравится намного-намного больше, в фильме даже в какие-то моменты не хватало именно бутусовских героев, их эмоций. Как в сцене объяснения Голубкова с Серафимой Владимировной: «Серафима Владимировна, что же это вы делаете? Я и плыл, и бежал... Был в больнице - видите голова моя обрита? Бежал только за тобой. А ты?.. Что ты тут делаешь?.. Я тебя люблю. Я гнался за тобой, чтобы тебе это сказать». Да, в нем должно быть все: и усталость, и отчаяние, и крик - по нарастающей.
Конечно, театр - это особый вид искусства, а режиссеры имеют собственное видение произведения, этим и интересны разные постановки и фильмы...
Но... мне Корзухина в киноверсии совершенно не понравилась - истеричная особа, вызывающая раздражение. Героиня Екатерины Крамзиной совершенно другая - она действительно больна, измучена кошмарами. Поэтому когда звучит: «Красивая женщина. Жаль, красным достанется», - правда, жаль. А в финале она как глоток свежего воздуха после ужасов войны и эмиграции - в белом воздушном платье, здорова. Это как обещание мира, нормальной жизни, возможность выдохнуть.
А Хлудов... У Дворжецкого он сразу как в бреду, а после гибели Крапилина еще больше погружается в свою болезнь и страшные сны. У Добронравова герой меняется, поэтому для меня он интереснее. «Человек этот лицом бел, как кость, волосы у него черные, причесаны на вечный неразрушимый офицерский пробор. Хлудов... кажется моложе всех окружающих, но глаза у него старые... Он болен чем-то, этот человек, весь болен, с ног до головы. Он морщится, дергается, любит менять интонации. Задает самому себе вопросы и любит на них сам же отвечать... Он болен - Роман Валерианович». Но, несмотря на болезнь, в герое Виктора Добронравова еще есть мужество, сила, им движет чувство долга. Жестокость, конечно, оправдать болезнью нельзя, но она - результат ломки, его не мог не задеть маховик войны. Тем страшнее разрушение, беспомощность сильного человека потом - Крым сдан, Крапилин оказывается последней бессмысленной жертвой. «Ты? Как ты отделился один от длинной цепи лун и фонарей? Как ты ушел от вечного покоя? Ведь ты был не один. О нет, вас было много, очень много было!.. Итак, все это я сделал зря». Здесь ведь не только совесть говорит, из него стержень вынули. Служба царю, отрекшемуся от престола?.. Отнятому Отечеству?.. Ничего не осталось. Единственное, что его поддерживает - необходимость заботиться о Софье Владимировне до возвращения Голубкова. А тяжкое бремя всего сотворенного оказывается непосильной ношей. Поэтому финал - как избавление. Мне жаль вас, Роман Валерианович!
Вообще, у этого спектакля, на мой взгляд, нет слабых мест, у него очень мощная энергетика. И... мне есть что еще написать, но оставлю это на потом, надеюсь, будет возможность вновь увидеть «Бег» на сцене Театра им. Е. Вахтангова.

Театр, Юрий Бутусов, Кино, И что-то еще

Previous post Next post
Up