«Мастер и Маргарита», постановка Яноша Саса (МХТ им. А.П. Чехова)

Jun 21, 2015 22:16



Фото mxat.ru

«Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете... и началась гроза». Весь день было сухо, а вечером полило как из ведра.
И на сцене нет этого города - это не старая булгаковская Москва, а декорации, напоминающие какие-то бетонные конструкции, заброшенное промышленное здание. Вместо палаты в новенькой клинике Стравинского Иван Бездомный попадает в клетку, по которой мечется как человекообразная обезьяна. В Ершалаиме - чернорубашечники. Мне совершенно не понравилась эта картинка. Я, кстати, так и не поняла, к чему все это было, потому что фон можно было поменять на старомосковский, и это на содержании никак бы не отразилось. Я в конце концов этот «задник» перестала замечать.
Еще меня несколько раздражала музыка. На мой взгляд, она не была частью постановки, а звучала... отвлеченно, как нечто существующее совершенно отдельно.
Это были впечатления со знаком минус.
В целом мне спектакль понравился. Он был масштабный, с современными технологиями, вполне органично включенными в действие, с узнаваемыми персонажами. И это была история Мастера. На мой взгляд, более булгаковская, чем версия Алдонина.
Рассказ Мастера о романе и знакомстве с Маргаритой иллюстрировался происходящим на сцене, создавая эффект присутствия при тех событиях, как в самом романе: «Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. А может быть, это и не он рассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось?..»
Вот этот самый «эффект присутствия», по-моему, замечательная находка. Может, и не супероригинальная, но я такое видела впервые. Поэтому было интересно и то, что благодаря видеокамере и большим мониторам зрители могут видеть происходящее сразу в двух местах - Ерашалаим, который с экранов выдвигается на передний план, и Лиходеева, который, наоборот, со сцены, из нехорошей квартиры попадает прямиком на пляж в Ялте. Сеанс «разоблачения черной магии» тоже удался на славу - по всему зрительному залу были рассажены «Парчевский», «смятенный гражданин», в ложе, как положено, восседали «Аркадий Аполлонович Семплияров с супругой», ставшие жертвой разоблачения, а когда открылся французский магазин, гражданки с разных рядов рванулись на сцену. Даже дождь из волшебных бумажек был! Я одну из них взяла себе на память - номиналом «0000, ять тысяч рублей», на одной ее стороне памятник М.А. Булгакову на фоне Москвы, а с другой - фасад театра. Лично у меня было ощущение, что я побывала на том самом концерте. Потом еще на огромном полотне был полет Маргариты над вечерним Камергерским, с его летними кафешками, спрятавшимися под тентами... Управляемой метлы, правда, не было. А жаль.
Пилат-Чиндяйкин произвел двоякое впечатление - на мой взгляд, он время от времени из прокуратора Иудеи превращался в чинушу средней руки, в костюм которого был одет. А Воланд Дмитрия Назарова напоминал не столько мистического всесильного персонажа, сколько барина а-ля Федор Шаляпин, как я его себе представляю по старым фотографиям. И я совершенно не поняла - почему Левий Матвей (Сергей Медведев) пришел на встречу с Воландом в образе какого-то гаера?.. А вот свита черного мага с самым зажигательным, как и должно быть, Коровьевым (Михаил Трухин), и Иван Бездомный (Виктор Хориняк), и Берлиоз (Сергей Сосновский), и Иешуа (Игорь Хрипунов) мне понравились. Не было ни раздражения, ни досады «я себе не так это представляла».
Но самым замечательным было то, что тандем Андрея Белого и Наташи Швец выглядел органично - добрый несчастный Мастер и красивая немного безумная Маргарита. И в финале они шли не к «вечному дому с венецианскими окнами и вьющимся виноградом», а к огромной Луне, почти по той же самой лунной дороге, по которой в романе ушли Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. «Кто-то отпускал на свободу Мастера... и ту, которая любила и страдала из-за него...»

Книга, Театр, Любимое

Previous post Next post
Up