«Контрабас», реж. Глеб Черепанов, МХТ им. А.П. Чехова

Apr 10, 2019 20:19





История о музыканте-неудачнике по произведению Зюскинда заинтересовала по двум причинам: Константин Хабенский и его слова в каком-то интервью о том, что эта постановка напомнила ему работу над «В ожидании Годо» Юрия Бутусова, а мне очень хотелось почувствовать энергетику того спектакля.
Декорации похожи на филиал палаты №6 - стены и потолок квартиры обиты матрасами, а хозяин - чудак в дурацкой шапочке и в мешковатом пальто, под которым на нем надеты великоватый фрак и безразмерные штаны. Его речи от том, что нет на свете инструмента важнее, чем контрабас и даже режиссер для оркестра не так важен, как контрабас, можно принять за симптом болезни.
Но вскоре выясняется, что этот человек просто одержим музыкой, а обитые стены - это звукоизоляция, чтобы не слышать уличный шум и не тревожить жильцов репетициями. Но вот что странно: он достает контрабас, но играет на чем угодно - на лестнице, мусоропроводе, бутылках, нервах соседки, - но только не на своем инструменте.
Кажется, он сломался под тяжестью неудач или своего контрабаса и теперь ищет источник всех бед: это и композиторы, которые не пишут хороших партий для басов (особенно Вагнер!), и мама с папой, назло которым он стал музыкантом, и меццо-сопрано, которая так его и не заметила в составе оркестра, хотя он очень хорошо играл, чтобы привлечь ее внимание...
Звучащая со сцены классическая музыка вперемешку с неприятными звуками, извлекаемыми героем из всего, что попадается под руку (бутылки не в счет!), как будто отражает его душевное состояние: он любит музыку и хорошо в ней разбирается, но... он бездарный музыкант и осознает это.
Герой Хабенского в какие-то моменты похож и на смешного, нелепого, да еще и влюбленного, точнее, втрескавшегося Гого, и на Поццо, виртуозно играющего на нервах соседки, и даже на козла отпущения Лакки, знающего свое самое низкое место в оркестровой иерархии и любящего пофилософствовать на музыкальные и околомузыкальные темы. Но он, в отличие от героев Беккета, живет не надеждой, он мстит за нелюбовь.
Артист два часа держит зал в напряжении, постоянно меняясь, в зависимости от настроения своего персонажа, который вызывает жалость, сочувствие, недоумение, неприятие... А восхищение только в финале: как бы в этой истории все могло быть хорошо - дуэт контрабаса и меццо-сопрано...

#хабенский #контрабас #мхтчехова

#контрабас, Книга, Театр, #мхтчехова, #хабенский

Previous post Next post
Up