Эх, надо было отснять эту модель пораньше. И когда в середине мая на Москву обрушились обильные снегопады, эффектно запостить под заголовком "На злобу дня" )))
Но можно и на контрасте сыграть. За окном долгожданное солнце, голубое небо и ещё не успевшая покрыться пылью листва, а мы сегодня поразглядываем снегопогрузчик С-4 от ивановской мастерской UMI.
О производителе (UMI = Управление механизации г. Иваново) особо распространяться не буду. Хорошие ребята, которые делают хорошие модели. В основном они специализируются на СДМ, строительно-дорожных машинах - к этой категории относятся катки, асфальтоукладчики, краны, компрессоры, грейдеры и т.д. Одна беда с ними - очень забывчивые.
Например, в посылку с погрузчиком мне хотели положить модель, которую я уже получил в том году. Разумеется, я отказался от неожиданного "подарка". А вот краску и грунт для ремонта другой модели, ранее повреждённой при пересылке, обещали, но не прислали.
Да взять тот же С-4. При записи на проект чётко говорилось: "Модель будет установлена в бокс". А пришла она вот в такой картонной коробке, стандартной для изделий UMI. Сулили готовые модели в конце февраля, а по факту я получил свою двумя месяцами позже. Но это, в общем-то, мелочи. Лично мне бокс ни к чему, а что касается задержек, то для ручной работы это обычное дело.
Упаковка простая, но надёжная: модель завёрнута в целлофановый пакетик и уложена в кокон из ваты. Последняя, по опыту, является очень эффективным амортизирующим материалом: за редким исключением, модели UMI добираются до меня целыми и невредимыми.
Как следует из надписи на коробке, масштабная копия погрузчика является "лимитированным изданием", мой экземпляр имеет порядковый номер 12 из 30. Здесь имеет место небольшое лукавство: 30 штук - это тираж моделей со следами эксплуатации. Столько же моделей изготовлено в чистом варианте, плюс для очумелых ручек выпущена небольшая (всего 10 штук) партия китов.
Прежде чем приступить к обзору модели, расскажу о прототипе. С-4 базировался на агрегатах грузовика ГАЗ-51 (двигатель, коробка передач, передний и задний мосты, колёса, рессоры и др.). Выпускался он с 1957 по 1968 год Свердловским заводом коммунального машиностроения, затем до 1973 года собирали слегка модифицированный С-4М. Эти машины были одними из наиболее массовых в Советском Союзе.
Собственно, лаповые снегопогрузчики и сейчас не редкость на улицах российских городов, хотя дорожники всё чаще заменяют их более универсальными ковшовыми погрузчиками на базе колёсных тракторов. Но в Москве они пока не перевелись.
С-4 у Большого Москворецкого моста. В этом месте и сейчас паркуется коммунальная техника.
Фото 1968 года. Источник: журнал "Автомобиль на службе" №7.
К сожалению, отыскать в сети толковый материал, в котором бы обобщалась история данного вида снегоуборочной техники, особенности конструкции, специфика эксплуатации и т.д., мне не удалось. Поэтому дальше идут мои собственные изыскания и умозаключения, которые вполне могут содержать ошибки.
Основное назначение снегопогрузчиков - погрузка в кузова грузовиков снега из валов и куч, образованных после снегоочистки. Применение их сезонное, причём за рубежом, как я понял, такие аппараты широкого распространения не получили.
Казань, площадь Свободы. Будучи мальчишкой, я и сам не раз завороженно наблюдал за работой снегопогрузчика, хотя С-4 уже не застал. Наверняка то же самое могут сказать и некоторые из здесь присутствующих.
Автор: Сергей Токарев. Источник:
pastvu.com.
В нашей стране первые лаповые снегопогрузчики с транспортёрами конвейерного типа (их ещё называют ПНД, погрузчики непрерывного действия) появились в конце 40-х годов. Основой для них служили грузовики московского автозавода: в С-1 использовались узлы ЗИС-5, в пришедших ему на смену 2С-3 и Т-105 - ЗИС-150.
Шасси у всех имело довольно необычную схему: по сути, это было развёрнутое задом наперёд шасси грузового автомобиля. То есть двигатель и коробка передач были установлены в задней части, задние колёса - управляемые, а ведущим являлся передний, двускатный мост. Кстати, именно благодаря этой особенности проще всего опознать погрузчики на зисовских агрегатах, поскольку в некоторых ракурсах они здорово похожи на героя этого обзора.
2С-3 на Моховой улице в Москве грузит снег в самосвал ЗИЛ-ММЗ-585 с нарощенными бортами.
Фото 1959 года. Автор: Карл Майденс, журнал Life. Источник:
pastvu.com.
С-4 и более поздний КО-203 создавались уже на базе грузовиков из Горького, 51-й и 52-й модели. Они сохранили заднее расположение силового агрегата, но передняя ось стала поворотной, а задняя - ведущей. Для того, чтобы погрузчик мог двигаться на пониженных скоростях (его рабочий диапазон - 0,3-2,3 км/ч), в трансмиссию был встроен демультипликатор.
Интересно, что кабина у всех упомянутых выше машин размещалась с правой стороны - видимо, чтобы оператору было удобней контролировать расстояние до бордюрного камня. На моделях, которые выпускаются в настоящее время (КО-206М, СнП-17 и др.), кабина установлена слева. Почему её перенесли, для меня загадка. Может, водителям так просто привычнее?
Улица Народного ополчения в Москве. Самосвал - ГАЗ-93Б, созданный на той же агрегатной базе, что и погрузчик. А так и не скажешь!
Фото 1966-67 годов. Источник:
pastvu.com.
Что касается принципиальной схемы рабочего оборудования, то она не претерпела изменений по сей день.
В передней части погрузчика расположена лопата - сварная рама, облицованная металлическими листами. Во время движения она подрезает снег заострённой передней кромкой, погружая его на себя. Посередине лопаты находится питатель - две лапы на вращающихся дисках (с приводом от двигателя через коробку отбора мощности). Они поочерёдно захватывают снег, подавая его в жёлоб скребкового транспортёра. Последний перемещает снег вверх и сбрасывает в кузов загружаемого грузовика.
С4-М в Кирово-Чепецке. Источник:
www.chepetsk.ru.
Именно из-за характерных загребающих движений лаповые погрузчики получили в народе множество прозвищ: "тёщины ручки", "хапуга", "прапорщик". Коммунальщики же ласково и уважительно зовут их "золотыми ручками".
Прямо-таки готовый рекламный снимок! А между тем он не постановочный. Локацию, полагаю, можно не уточнять?
Фото 1960 года. Источник:
a-dedushkin.livejournal.com.
Как это часто бывает с советской техникой, несмотря на большое количество выпущенных машин, до наших дней сохранились считанные единицы С-4.
Вот, например, снимок полностью комплектного С-4М, сделанный в апреле 2003 года в Москве. Со слов автора фото, погрузчик был на ходу и иногда использовался для уборки снега на территории автобазы "Академтранса", к которой был приписан. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Источник:
photo.qip.ru.
А в Германии недалеко от Потсдама С-4М установлен на бетонный пьедестал. История этого монумента настолько драматична, что ей даже посвящена изданная три года назад книга!
Дело в том, что изначально на постаменте стоял танк ИС-2. Памятник павшим советским солдатам открыли в октябре 1945 года, причём на территории американского сектора. После разделения Германии и обострения холодной войны мемориал вызывал многочисленные протесты и не раз становился жертвой вандалов, танк даже обливали бензином и поджигали. В конце концов в 1955 году монумент разобрали, но вскоре поблизости (правда, уже на территории ГДР) соорудили новый, на который водрузили знаменитый Т-34.
В 1990-м, на волне эйфории от воссоединения и долгожданной свободы, танк демонтировали, а спустя два года на его месте появился окрашенный в розовый цвет погрузчик - инсталляция, напоминающая о "мирной революции" в Восточной Германии.
Источник:
www.potsdam-mittelmark.de.
Да-да, C-4 поставлялся также за рубеж, главным образом, в соцстраны. Он даже попал в проспект "Автоэкспорта", посвящённый коммунальной технике. Спасибо неизвестному коллекционеру, отсканировавшему его в хорошем качестве: судя по всему, именно оттуда мастерская брала основные размеры при создании модели. Целиком с буклетом можно ознакомиться
тут (кстати, в других альбомах у этого товарища тоже много интересного), а ниже я привожу пару страничек из раздела про С-4.
Забавный момент: в тексте проспекта особо подчёркиваются преимущества правого расположения кабины, а картинка зеркально развёрнута, так что кабина оказалась слева.
А вот здесь хорошо видно интерьер. На модели он тоже есть, но заглянуть в кабину объективом фотоаппарата мне не под силу.
Ну, а теперь перейдём непосредственно к модели. С виду она довольно простая, весь функционал ограничен поворотными передними колёсами (обутыми в "диповскую" резину). Причём повернуть их можно на довольно небольшой угол, так что это практически незаметно - как по мне, не стоило и огород городить.
Открывающихся элементов нет, транспортёр и лапы неподвижны. В чём же цимус этой модели, спросите вы? Конечно, помимо факта, что её никто больше не выпускает (что само по себе немало).
В технологии изготовления! Она весьма нетрадиционна для отечественных кустарей. Силовой каркас модели (рама и лопата) спаян из латуни. Из неё же сделаны некоторые другие детали, в частности, поворотный мост, диски колёс и даже... руль.
Кабина выполнена из смолы, корпус и крылья - из литейного пластика.
На этапе подготовки к производству все нюансы будущей модели отрабатывались в 3D.
Фирменная фишка UMI - это, конечно, художественное старение и грязнение. Не зря DiP отдаёт им свои модели на доработку, в теме везеринга ивановцы изрядно поднаторели. Хотя, конечно, и неудачи у них бывали - вспомним хотя бы египетские ЗИС-151 и ЗИЛ-157.
На С-4 следы эксплуатации - это не привычная грязь и ржавчина, а снег, местами бурый, что весьма характерно для московской зимы. Зачёт!
Деталировка у модели достойная - ручка двери отдельной деталью, фары с рифлением, московские номерные знаки, декаль с гаражным номером.
Но можно было и лучше! По непонятным мне причинам производитель не поставил дворник, а также защитную решётку на левом окне - их хорошо видно на архивных снимках. Какая-то копеечная экономия... :/
Более серьёзен косяк с выхлопной трубой. На прототипе она проходит сквозь кабину вдоль правой передней стойки и торчит из крыши - видимо, так своеобразно был организован обогрев салона. Жаль, что мастерская то ли упустила из виду данный момент, то ли решила не заморачиваться.
Боковинам транспортёра недостаёт рёбер жёсткости, а ещё на них можно было продублировать гаражный номер (судя по фото, это было характерно для Москвы). Плюс на двери не помешала бы эмблема автобазы, а на лопату и транспортёр стоило нанести предупреждающие надписи, типа "ПОД СТРЕЛОЙ НЕ СТОЯТЬ! ОПАСНО!"
Не исключено, что всё вместе выглядело бы аляповато. С другой стороны, на реальных машинах именно так и было.
Теперь про окраску. Есть ощущение, что синий цвет на модели - слишком весёленький. Думаю, в действительности оттенок был скорее серо-синий, как на показанном выше снимке с ГАЗ-93Б. На нём же видно, что в красный окрашивалась не вся боковая облицовка лопаты, а лишь её передняя часть.
И ещё один момент. На двух из трёх найденных мной цветных архивных фото С-4 (все они были сделаны в Москве) колёсные диски окрашены в красный цвет. На третьем - видно плохо, но очень похоже, что тоже. Ошибка? Увы, да.
Очень реалистичная деталь - деревянный брусок на упоре транспортёра. На модели со следами эксплуатации я бы ещё подвесил в этом месте старую покрышку - шофёры часто использовали её в качестве буфера, чтобы избежать повреждений от наезда пятящегося задом самосвала.
Кстати, на современных лаповых погрузчиках вылет стрелы специально делают побольше, чтобы грузовик мог ехать за ним передом, и его водителю было проще отслеживать дистанцию.
Было бы здорово и модель погрузчика отснять в паре с моделью самосвала. У меня, помнится, даже есть подходящий вариант: ЗИЛ-ММЗ-555 в зимнем исполнении. Но он запрятан глубоко на антресолях и к тому же стоит на диораме, так что я не уверен, что его оттуда вообще получится оторвать.
Что в итоге? Приятная, аккуратно собранная модель, у которой несомненно есть харизма. Образ прототипа передаёт отлично, пропорции не искажены, в размеры попадает. Не без недостатков, но у какой модели их нет? В целом я доволен. Ребятам из UMI желаю удачи и творческих успехов, а за новые работы мастерской однозначно буду голосовать рублём.
Площадка готовой продукции мастерской UMI. Какой-то из них - возможно, мой.
Ах да, чуть не забыл. Всех, кто дочитал до этого места, ждёт сюрприз. Мне тоже очень нравится традиция коллеги
ukko_lintunen выкладывать в конце поста фотку прототипа модели с девушкой, и я решил её поддержать. Пришлось основательно порыться в сети, но искомое всё-таки нашлось, причём особ женского пола целых шесть, на любой вкус! Наслаждайтесь! )))
Красная площадь до 1964 года была открыта для движения транспорта (видна проезжающая на заднем плане "Волга").
Автор: Владимир Степанов. Источник:
a-dedushkin.livejournal.com.